Что такое самооценка: виды, функции и методики определения?

Предлагаем статью на тему: "Что такое самооценка: виды, функции и методики определения?". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Отвечая на вопрос, что такое самооценка, и как определяется уровень самооценки, следует обратиться к определениям психологии и способам работы над собственными суждениями о себе.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 197

Виды самооценки в психологии играют ключевую роль в человеческом самовосприятии, объяснении успешности и самореализации человека во всех сферах жизни.

Определение и роль в человеческой жизни

Определение самооценки дается в разных источниках по-разному. В целом, это способность человека оценивать самого себя, собственные внешние данные, черты характера, достоинства и недостатки, возможности и социальное положение, а также оценивать свои отношения с окружающими.

Психология также подчеркивает, что уровень самооценки сильно влияет не только на поведение индивида, но и на его психическое здоровье. Уровень самооценки – это своеобразный рычаг, регулирующий модель поведения человека и построение отношения к окружающему миру. Также формирование самооценки сильно влияет на оценку собственных достоинств и достижений.

Психология также ассоциирует ее с количеством и качеством собственных амбиций, сопоставление их с реальными возможностями человека, которые он может оценить справедливо. Если между оценкой своих амбиций и возможностей существует большое расхождение, нельзя назвать такую самооценку нормальной, поступки человека становятся неадекватными.

Формирование самооценки

Определив понятие самооценки, рассмотрим формирование самооценки как качества адекватной личности. Формирование самооценки начинается в детском возрасте и сильно зависит как от собственных достижений, так и от мнения окружающих ребенка людей.

Психология отдает важнейшее место в определении самооценки процессу получения информации. Когда ребенок и подросток получает знания о мире вокруг себя, открывает новые аспекты жизни и социальных взаимоотношений, строится и самооценка личности.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 19

Способность к адекватному анализу собственных поступков – это результат сложных психических и физических процессов. В этот период необходима поддержка более опытных людей, то есть, родителей, наставников и психологов.

[1]

Если не уловить момент и допустить ошибки, понятие самооценки будет сильно искажено у человека на протяжении всей жизни, и он даже может стать опасным для социума.

Разновидности

Рассматривая виды самооценки, нельзя оценивать ее как что-то хорошее или что-то плохое, достаточное или недостаточное. Развитие самооценки классифицируют по достижению человеком определенных успехов.

Например, актуальной ее называют по уже имеющимся достижениям. Парциальной она называется в случае, если человек достигает высот в определенном виде деятельности. Потенциальной ее называют, исходя из врожденных талантов человека – влияние самооценки на поведение человека в данном случае очень велико.

Также она может быть средняя, она же адекватная, а также заниженная и завышенная. Ее виды характеризуются собственными особенностями.

Заниженная

Психология именует такое качество неадекватным, так как оно порождает людей, относящихся критически не только к себе, но и к окружающим. С психологической точки зрения, это может перерасти в манию.
Если близкое окружение с детства доказывает ребенку, что он ни на что не способен, в нем зарождается неуверенность, занижающая это качество во всю оставшуюся жизнь.

В дальнейшем это грозит искаженным самосознанием, комплексами и нереализованностью. В большинстве случаев, такой человек не может справиться с проблемами, впадает в депрессивные состояния, превращается в наркомана или алкоголика.

[2]

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 95

Средняя

Такая формула самооценки является адекватной и правильной. Функции самооценки в данном случае заключаются в объективной оценке собственных способностей и внутреннего потенциала.

Эта самооценка дает возможность смотреть на себя в меру критично, стремиться к саморазвитию, и никак не искажает отношения к окружающей среде. Результатом становится высокая адаптивность к любым условиям жизни, способность решать свои проблемы, инициативность, ответственность, умение найти компромисс.

[3]

Адекватная оценка своих сил характерна для сильных духом людей, лишенных комплексов и способных к решению поточных задач любой сложности.

Завышенная

В условиях сложных жизненных реалий завышенная и адекватная самооценка и её проявления нередко отождествляются, хотя это и не верно. Она более свойственна высокомерным и гордым людям, чье мнение показательно отличается от мнения всех остальных.

Такие люди могут быть помешаны на одной-единственной цели, упуская поточные трудности. Некоторые же из них избегают всех этих трудностей, стараясь показать, что у них никогда не бывает проблем.[4]

Как ни странно, но снизить такую самооценку достаточно просто. Как только у высокомерной личности что-либо выходит не так, как задумано, она терзает себя сама и не ставит себя ни в грош перед своими же глазами.

Как оценивается

Практическая психология предлагает методики, позволяющие диагностировать самооценку и связанные с ней личностные качества. Параметрами диагностики является самодостаточность, принятие себя, ощущение вины, пессимизм и оптимизм, внутренний диалог и реакция на окружающий мир.

Адекватная ли она, можно оценивать и по уверенности в себе, внешности, авторитету у окружающих, характеру и здоровью. Важную роль играют и амбиции.

Уровень амбиций

Методики, диагностирующие самооценку, нередко основаны на анализе план, идей и мечтаний. Если обнаруживаются нереалистичные или заведомо несбыточные мечты, личность обречена на горькое разочарование. Бывает, что это полностью убивает самооценку до того уровня, с которым с трудом справляются любые методики.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 127

Но уровень амбиций – это не только собственная работа личности. Они могут зависеть от воспитания, социальных и индивидуальных условий роста ребенка еще с детства.

Главнейший элемент в формуле самооценки – успех, который делят на уровень амбиций. Вывести такую формулу очень просто. Достаточно либо достичь успеха в том, что действительно хорошо получается, либо снизить уровень своих амбиций.

[5]

Способы работы над собой

Методики улучшения самоанализа достаточно просты. Чтобы воспользоваться этими способами, требуется немного времени. Приведем самые распространенные методики:

  • Запишите на листе бумаги те свои качества, которые чаще всего восхваляют окружающие. Когда внезапно понадобится самоутверждение, такой листок перечитывают, и сомнения развеиваются. Кроме того, такое обычное письмо к самому себе подсознательно выстраивает уверенность в себе.
  • Доверьте бумаге свой успех. Это значит, что нужно записать перед сном все дела, которые удались в прошедший день. Соответственно, на следующий день появится необходимость в совершении успешных дел.
  • Составьте подробный план каждого шага на пути к своей цели. Это позволит не обращать внимания на пустые слова и дела, идти к своему успеху уверенным шагом и не терять веры в свои силы.

Следует отметить, что женская самооценка больше уязвима перед мнением окружающих. В данном случае рекомендуется сосредоточиться на том, что говорят самые близкие и родные люди, а не соседи, коллеги и знакомые. Это позволит думать о себе адекватно, не впадая в расстройство при каждом замечании.

[6]

Работа над собой позволит смотреть на взаимоотношения с окружающими адекватно, а также адекватно строить внутренние диалоги. В будущем это позволит достигать больших высот, чем казалось, при этом не завышая собственных амбиций.

Читайте так же:  Что написать парню, чтобы заинтересовать его, если он не пишет?

Похожие записи

Для построения целостной картины понятия самооценки, необходимо изучить структуру, виды и функции самооценки, что позволит нам глубже определить её сущность.

По А. А. Реану, структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания это компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде .

Б. С. Братусь приводит предложенную В. Н. Павленко структуру самооценки, в которой выделяет две основные подструктуры: общую оценку собственной ценности («я» как цен­ность) и оценку себя с точки зрения удовлетворенно­сти какими-либо конкретными качествами, возможно­стями, способностями, достижениями. Первую под­структуру можно тогда условно рассматривать как ценностную форму самооценки, вторую — как опера­ционально-техническую. Исходя из предложенного разделения, теоретически возможны следующие четыре варианта соотношения названных подструктур:

а) высокая оценка себя как ценности сочетается с высокой степенью удовлетво­ренности своими (операционально-техническими) воз­можностями;

б) низкая оценка себя как ценности со­четается с низкой степенью удовлетворенности своими возможностями;

в) высокая оценка себя как ценности сочетается с низкой степенью удовлетворенности свои­ми возможностями;

г) низкая оценка себя как ценно­сти сочетается с высокой степенью удовлетворенности своими возможностями .

И.И. Чеснокова в структуре самооценки выделяла два компонента — когнитивный и  эмоциональный, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает  знания человека о себе разной степени  оформленности  и обобщенности,  второй —  отношение к себе,  накапливающийся  «аффект на себя».  Знания о себе  человек приобретает в социальном контексте,  и они неизбежно  «обрастают» эмоциями .

Виды самооценки изучали И. С. Кон, И. В. Маркова, Л. Д. Столяренко, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие.

И. В. Маркова выделяла виды самооценки по следующим параметрам:

1) уровень (высокая, средняя, низкая);

2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная) .

И. С. Кон, исследуя аппарат самооценки, заметил следующую закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве, черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной (конкретной). Общая самооценка, отмечает И. С. Кон, отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие или непринятие себя. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей деятельности, личностным чертам и т.п. Именно она, считает исследователь, тесно связана с уровнем притязаний, т.е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области деятельности .

По Л. Д. Столяренко, самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений .

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. Е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие .

Л. Д. Столяренко видела функции самооценки в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности . По С. А. Будасси самооценка позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию .

И. В. Маркова выделяет регуляторную и защитную функции самооценки. Регуляторная функция влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта .

Таким образом, в своей курсовой работе вместе с рядом психологов мы будем выделять в структуре самооценки когнитивный и эмоциональный компонент. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. Анализ накопленных в исследованиях разных психологов данных позволил нам выделить качественные характеристики общей и частных самооценок.  Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности,  ее физических данных;  разной мерой последовательности,  скоординированности,  интегрированности частных самооценок,  стабильности и динамичности как системы. Частные  самооценки различаются не  только  спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки,  представлены,  как правило,  в виде оппозиций:  самооценка определяется как адекватная – неадекватная,  высокая – низкая,  стабильная – динамичная,  реальная – демонстрируемая,  осознаваемая – неосознаваемая,  точная – неточная,  уверенная – неуверенная и т. Исследователи, занимающиеся вопросами самооценки сходятся во мнении о том, что самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию. Первая регулирует поведение, деятельность, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, вторая – обеспечивает стабильность и автономность личности, в некоторых случаях может приводить к возникновению эмоциональных барьеров,  ведущих к игнорированию или искажению опыта.

Читайте так же:  Что делать если муж изменяет? Советы психолога?

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

1 Самооценка: что это?

Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал. В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.

Завышенная самооценка: признаки, причины и социальное значение

1.1 Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках «Я-концепции».

Характер в психологии: определение, свойства, типы

2 Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

[7]

Низкая самооценка и способы борьбы с неуверенностью в себе

2.1 Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Читайте так же:  Адаптол или афобазол: что лучше?

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная — является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.
Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

3 Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 39

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 71

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.

Что такое самооценка: виды, функции и методики определения? 35

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

Формирование эффективной и качественной организации невозможно без измерения и анализа. Самооценка организации подразумевает анализ способности организации решать свои основные задачи и достигать своих целей, выявлять слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации, и устранять их .

Самооценка эволюционировала из оценки и контроля, широко используемых в менеджменте организации. Развитие шло от наказания к поддержке творчества и новаторства. Начиналось с фиксации проблем и ошибок в системе и у работников, а закончилось поиском путей совершенствования .

Цель самооценки — оценить уровень собственной деятельности (организации), сравнить себя с лидерами, определить свои сильные и слабые стороны, спланировать мероприятия по улучшению деятельности, привлечь к этому процессу весь персонал организации .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1.1 МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ

Самооценка должна проводиться по эффективной модели, которая должна обладать высоким диагностическим потенциалом и помогать организации выявлять слабые и сильные стороны своего бизнеса, планировать улучшения через анализ достигнутых результатов в соответствии с миссией, с целями. Такая модель должна охватывать формальную структуру организации, определять методы работы, методы и стиль менеджмента, позволяющие организации функционировать как социальный организм, коллектив людей, объединенных общими целями. Взаимоотношения между людьми, организационными подсистемами и процессами организации имеют одинаково важное значение для модели. Она должна отражать взгляд на организацию как на динамическую социально-техническую систему, взаимодействующую со средой, в которой она работает .

В качестве моделей для самооценки широко применяются модели национальных премий по качеству . Такой подход используется в разных странах и организациях любой сферы деятельности. Критерии национальных премий отражают факторы, которые позволяют действительно объективно оценить возможности организации и результаты в бизнесе. Самооценка формирует хорошую основу для совершенствования деятельности организации по всем направлениям и во всех подразделениях. Сопоставление достижений организации с критериями премий по качеству дает следующие:

— формулируется единая цель для организации;

— выявляются приоритеты для совершенствования деятельности;

— появляется мощный катализатор совершенствования качества;

— организация получает обоснованные аргументы для представления своих возможностей во внешнем мире;

— происходит ускоренное обучение и профессиональное развитие персонала.

В последнее время происходит совершенствование национальных премий и сближение моделей премий . К основным чертам, объединяющим модели различных премий в области качества, относятся:

1. Общие цели учреждения премий по качеству: первая — это определение организаций-лидеров; вторая – формирование ориентиров для постоянного совершенствования деятельности на основе самооценки.

2. Балльная оценка участников конкурса на соискание премий по заранее установленным критериям.

3. Наличие двух групп критериев в модели премии.

4. Гибкий характер метода оценки.

5. Примерно одинаковая процедура организации и проведения конкурсов на соискание премий в области качества.

Госстандарт России совместно с общественностью разработал модель и систему критериев премии в области качества для России. При определении критериев разработчики, используя международный опыт, накопленный в этой области, ориентировались, прежде всего, на Европейскую премию по качеству. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 года № 423 была учреждена премия Правительства Российской Федерации в области качества. В Положении о премиях говорится, что «премии Правительства Российской Федерации в области качества присуждаются ежегодно на конкурсной основе за достижение организацией значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством» .

Читайте так же:  Как вести себя, если мужчина обиделся и игнорирует?

Премия Правительства РФ в области качества позволяет частично исключить субъективный фактор самооценки путем сопоставления с результатами других организаций. Критерии премии позволяют любой организации наметить направления своего развития для достижения большей эффективности, уровня качества и конкурентоспособности. Поэтому премия Правительства РФ выполняет не столько функцию стимулирования и поощрения, сколько ориентирования в поиске возможностей совершенствования деятельности организации.

Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества приведена на рис. 1.1. Основой модели является прототип образцовой организации, вне зависимости от ее размера, форм собственности и вида деятельности.

В основу модели заложены принципы Всеобщего Менеджмента Качества:

— ориентация на потребителя;

— лидерство руководства и последовательность в достижении целей;

— менеджмент на основе понимания процессов и фактов;

— вовлечение персонала;

— познавательная непрерывная деятельность и инновации;

— развитие партнерства;

— взаимодействие с обществом;

— ориентация на результаты.

  Персонал   120 баллов (12 %)       Удовлетворенность персонала   90 баллов (9 %)    
                 
Лидирующая роль руководства   100 баллов (10 %)   Политика и стратегия организации в области качества   100 баллов (10 %)     Процессы, осуществляемые организацией   130 баллов (13 %)   Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)   180 баллов (18 %)   Результаты работы организации   120 баллов (12 %)
                 
    Партнерство и ресурсы   100 баллов (10 %)       Влияние организации на общество   60 баллов (6 %)    
                     
ВОЗМОЖНОСТИ 550 баллов (55%)   РЕЗУЛЬТАТЫ 450 баллов (45%)

Рис. 1.1. Модель премии Правительства Российской Федерации

в области качества.

Удовлетворение потребителей, удовлетворенность персонала и влияние организации на общество достигаются лидирующей ролью руководства, управляющего стратегией и политикой, персоналом, ресурсами, процессами, осуществляемыми организацией, и ведущего, в конечном счете, к высоким результатам в бизнесе. Организация оценивается по двум блокам критериев:

— показатели блока «Результаты» отражают то, что организация достигла;

— показатели блока «Возможности» оценивают то, как эти результаты были достигнуты.

Модель предполагает, что процессы, осуществляемые организацией, являются методом, посредством которого организация, руководители-лидеры объединяют и реализуют таланты своих сотрудников для получения результатов.

Участие организаций в конкурсе добровольное. Ограничение на участие в конкурсе распространяется только на производство вооружений, военной и специальной техники, а также организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве. Лауреаты выявляются на конкурсной основе, путем определения лучших организаций из числа конкурсантов на основе экспертных балльных оценок.

Требования, предъявляемые к кандидатам в лауреаты конкурса, из года в год растут. Максимальная сумма баллов, которую организации могут получить, составляет 1000 баллов. Оценки дипломантов и лауреатов конкурса как в России, так и в Европе находятся в пределах 750 баллов.

Разработку, ежегодную актуализацию и издание методических материалов по проведению конкурса осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИС) (http://www.vniis.ru).

Даже не участвуя в конкурсе, организация может получить пользу от применения критериев премии, отражающих самые современные подходы к управлению качеством и совершенствованию работы организации, для самооценки своей деятельности.

1.2. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ

Существует большое количество практических методов самооценки, из числа используемых в Европе можно выделить четыре:

— опрос руководства;

— анкетирование персонала;

— разработка самоотчета для представления на конкурс с последующим получением оценки отчета экспертами («обратного отчета»);

— самостоятельная разработка предприятием «обратного отчета» (без написания самоотчета).

Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM (www. efqm.com)) рекомендует предприятиям начинать опыты по самооценке с опроса руководителей, продолжать анкетированием персонала, а затем приступать к разработке «обратного отчета» и после этого самоотчета, с последующим участием в конкурсе на премию. Способы проведения самооценки зависят не столько от размеров предприятий, сколько от специфики их деятельности, и в большей степени от уровня зрелости системы управления этим предприятием .

EFQM не рекомендует «сталкивать лбами» руководство и персонал в процессе самооценки, что грозит конфликтами, осложнением климата в коллективе, нереальными оценками. Он рекомендует открыто информировать всех сотрудников предприятия о результатах любых самооценок.

Завышение или занижение оценки зависят от занимаемой сотрудником должности и характера его деятельности. Субъективный фактор в системе самооценки присутствует и сильно зависит от того, кто проводит самооценку: сами работники; целевая группа, созданная из сотрудников организации; независимая экспертная группа. Наиболее высокий балл оценки получается при инспектировании самими работниками. Самый низкий балл дает оценка на основе независимой экспертизы документов.

Способ проведения самооценки влияет на выбор приоритетных направлений возможного совершенствования организации, вытекающие из результатов самооценки. В случае инспектирования сотрудниками организации улучшения в управлении персоналом составляют 34% всех возможностей совершенствований. Если оценка проводится целевой группой, этот показатель составляет 27%, а при экспертизе документов – 20%. Критерий «Удовлетворенность потребителя» по итогам инспектирования составляет лишь 10% всех возможностей совершенствования, 19% — по мнению целевой группы и 29% — при экспертизе документов. Метод самооценки силами целевой группой представляется самым объективным и предпочтительным .

Статистика самооценки 1993-1995гг. показывает, что в 57% было проведено целевыми группами, в 22% — на основе экспертизы документов, в 16% — методом инспектирования и в 5% — другими способами .

Руководство организаций также отдает предпочтение результатам целевых групп, видя в этом следующие преимущества:

— всесторонняя оценка и подробный отчет для организации могут быть завершены в наиболее короткий срок;

— возникающие у руководства организации вопросы получают исчерпывающее разъяснение со стороны членов целевой группы;

— работники организации вовлекаются непосредственно в работу по анализу, выработке рекомендаций и разработке планов мероприятий.

Для практического применения студентами предлагается методика самооценки, состоящая из двух этапов — предварительного и заключительного. Предварительная стадия основывается на методике конкурса Правительства РФ в области качества в соответствии с моделью премии (рис.1.1). Для совершенствования деятельности организации и сравнения с лучшими предприятиями необходимо иметь объективные данные, которые можно получить только из результатов национальной премии в области качества. Реализация такого подхода на первой стадии самооценки диктует необходимость максимально упростить методику самооценки на основе национальной премии. Методика и анкета по проведению самооценки на предварительной стадии представлены в Приложении, необходимо упростить систему подсчета баллов. Предлагается простая схема прямоугольники каждого фактора критериев модели разбиты на пять секторов в соответствии с методикой оценки экспертами национальной премии в области качества. Каждый сектор имеет свой уровень развития деятельности и степень выполнения требований критериев модели (табл. 1.1) .

Таблица 1.1

Читайте так же:  Жена изменила мужу - почему это произошло и как вести себя?

Уровни развития деятельности

Расчет баллов по блоку «Результат» производится по формуле:

где: — общий балл по блоку «Результат»;

— максимальный балл по составляющему критерия;

— коэффициент сектора составляющего критерия.

Характеристика уровней развития деятельностей представлена в таблице 1.2 .

Таблица 1.2

Характеристика уровней развития деятельности

Уровни развития Характеристика уровня Пояснения
  Нет формализованного подхода Системный подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые
      Подход, основанный на реакции на проблемы Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения
    Устоявшийся формализованный системный подход Систематический процессный подход, систематические улучшения на ранней стадии; наличие данных о соответствии целям и существовании тенденций улучшения
  Акцент на постоянное улучшение Применение процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения
      Лучшие показатели в классе деятельности Значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями

Оценка по группе критериев «возможности» проводится по трем элементам: совершенство подхода; полнота подхода; оценка и пересмотр подхода.

Оценка по группе критериев «результат» проводится по значениям достигнутых показателей, т.е. по достижениями по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации .

Необходимо учитывать, что хорошие результаты, получаемые на предварительной стадии самооценки, не всегда свидетельствуют о положительных тенденциях, да и желание приукрасить достижения также может присутствовать. Чтобы выявить эти факты, предлагается графический способ представления результатов самооценки в баллах на первой стадии (рис 1.2) . Откладывая по осям баллы блоков «Возможности» и «Результат», окончательный показатель самооценки может попасть в одно из трех полей.

Рис.1.2. Графическое представление результатов первой стадии самооценки.

Первая область на рис.1.2 показывает сбалансированность результата с возможностью. Это означает, что достигнутый результат в полной мере определяется возможностями. Руководство полностью использует имеющиеся у организации возможности и достигнутый результат не является случайным или полученным в результате внешних факторов. Стратегия развития организации правильна и необходимо двигаться в том же направлении, максимально эффективно используя свои возможности.

Вторая область на рис.1.2 показывает результат, превосходящий возможности организации. Это может говорить о случайном результате, полученным без усилий со стороны организации. Например, в результате сложившихся внешних условий, иногда случайных. Это также может быть сознательное завышение результата при проведении самооценки работниками организации, или занижение своих возможностей. В любом случае руководству необходимо разбираться, почему получен такой результат, и если это не влияние случайного внешнего фактора, необходима серьезная работа с коллективом организации.

Третья область на рис.1.2 говорит о том, что организация не использует имеющихся возможностей. Так же, как и во втором случае, это может быть вызвано сознательным занижением результатов или чрезмерным преувеличением своих возможностей. Низкий результат может определяться и стечением внешних обстоятельств.

Вторая и третья области требуют от руководства тщательного анализа, почему так разнятся результат и возможности. Желательно провести сравнение результатов самопроверки по различным процессам организации, особенно обратив внимание на ключевые процессы организации.

Самооценка проводится по анкете, приведенной в Приложении и на сайте Она ориентирована на опрос руководителей малых предприятий, чтобы повысить доступность для студентов.

КРОСС-ДИАГНОСТИКА

Главным элементом самооценки является кросс-диагностика, проводимая на втором этапе, позволяющая выявить коренные причины проблем на конкретном уровне с определением ответственности исполнителей (сотрудники, наделенные полномочиями, несут ответственность за исправление и улучшение того, что они делают). Кросс-диагностика является главным отличием самооценки от методики, применяемой при оценках претендентов на национальные премии по качеству. Конечно, в процессе кросс-диагностики невозможно проследить корни абсолютно всех возникающих проблем. Поэтому в самооценке организации рассматривают самые критические и сложные проблемы, требующие неотложного решения.

2.1. МЕТОДИКА КРОСС-ДИАГНОСТИКИ

Методология диагностической самооценки должна гарантировать возможность диагностики и надежность результатов самооценки. Диагностический подход начинается с блока «результат», затем рассматриваются процессы, приводящие к этим результатам, а после этого изучаются системные факторы блока «возможности» – области, в которой обычно находятся коренные причины неэффективной деятельности .

Поскольку целью диагностики является установление коренных причин проблем на конкретном уровне с определением ответственности исполнителей, диагностический процесс развивается, пока не будет найдена коренная причина, вплоть до того уровня полномочий, во власти которого эту причину возможно устранить. Если проблема принадлежит рассматриваемому процессу, диагностический процесс не достигает системных факторов. Причины, систематически повторяющиеся при анализе процессов, необходимо проанализировать отдельно. Анализ процессов должен заканчиваться списком проблем, корни которых еще не найдены (причины таких проблем часто связаны с системными факторами) .

Результатом диагностической самооценки должны быть рекомендации по совершенствованию деятельности организации. Приоритетных направлений для совершенствования рекомендуется выделить три или четыре. Составляются реальные, детальные планы действий, обеспеченные ресурсами, которые получат поддержку руководства и будут выполнены в кратчайшие сроки .

В кросс-диагностике следует использовать инструментальные средства, рассмотренные ниже. Каждое из них используется на различных стадиях кросс-диагностики. Эти же инструментальные средства следует использовать в циклах непрерывного совершенствовании деятельности организации . Дать универсальные рекомендации на все случаи использования инструментальных средств невозможно, каждая организация должна подходить к этому процессу творчески, в зависимости от целей и задач самооценки.

Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 3103;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 328 c.
  3. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.
  4. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.
  5. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
  6. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
  7. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
  8. Мартинова, Маргарита Почему мы развелись / Маргарита Мартинова. — Москва: Машиностроение, 2013. — 144 c.
Что такое самооценка: виды, функции и методики определения?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here