Что такое самосознание с точки зрения психологии?

Предлагаем статью на тему: "Что такое самосознание с точки зрения психологии?". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Психология

  1. Психология как наука. Предмет психологии. Методы исследования и обоснование их использования в психологии.

Термин появился в 16 веке (психологические явления, обнаружение в результате самонаблюдения) → сфера в 18-19 веке расширилась → самостоятельная и экспериментальная область научных знаний.

Психология – научное исследование поведения и внутренних процессов и практическое применение получаемых знаний (Столяренко).

Предмет психологии психика человека и животных, включающая в себя многие сознательные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, общение и поведение) и психические явления; условия возникновения, факторы и закономерности развития, особенности проявления.

Этапы становления предмета психологии:

Научный этап

Античность, средневековье, эпоха возрождения (психология существовала как знание о душе, но не как наука, это учение объединяло в себе философские и естественно-научные концепции мировоззрения(«Трактат о душе» -Аристотель.
  1. Идеалистический подход – Платон – душа после тела возвращается в мир идей.

  2. Материалистский подход — Демокрит. Душа состоит из атомов, после распада атомов умирает душа. Аристотель считается основоположником психологии, 3 вида душ – растительная, животная, разумная.

В 17в. Рене Декарт открывает условно рефлекторные механизмы, все реакции человека закономерны и вызваны каким-либо внешним воздействием.

Этап зарождения научной психологии

1879г – год зарождения научной психологии. Отец науч.психологии Вильгельм Вундт. город Лейпциг-первая экспериментальная психологическая лаборатория. Вундт открыл правило проведения эксперимента. Предметом изучения психологии предложил считать сознание. Свойство психики, проявляющееся в сосредоточении на каких-либо объектах и познании этих объектов. Кроме эксперимента сознанием можно изучать методом интроспекцией – наблюдение за своими переживаниями, самонаблюдение.

Этап психологического кризиса и попытки его разрешить (середина 20века)

Появилась позиция, что предметом психологии должно стать поведение человека – америанский подход.

Зигмунд Фрейд (европейский подход) в качестве предмета психологии рассматривал бессознательное.

Отечественный подход предметом психологии должна стать психическая деятельность.

Современный этап (конец 20в)

Предметом психологии является психика.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Маклаков). Функции психики: (1. Регуляция активности поведения: адаптация к среде, преобразование окружающего мира; 2. Познавательная; 3.коммуникативная(взаимодействие с другими организмами и объектами окр.среды).

Психические явления – факты внутреннего, субъективного опыта (Гиппенрейтер).

Психические явления

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Познавательные

Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь

Подъем

Угнетенность

Страх

Бодрость

Уныние и др.

Направленность

Темперамент

Способности

Характер

Мастерство

Эмоциональные

Возбуждение, радость, негодование, злость и др.

Волевые

Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.

Гиппенрейтер – психология возникла на стыке естественных наук и философии, существует житейская и научная психология.

Столяренко – этапы становления психологии:

  1. Психология как наука о душе;

  2. как наука о сознании (основной метод – самонаблюдение и описание фактов);

  3. как наука о поведении (XX в. задача ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки человека);

  4. как наука изучающая общественные закономерности, проявления и механизмы психики. (1879г. Вундт, 1885г. Бехтерев).

Задачи психологии:

  1. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

  2. научиться управлять ими;

  3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

  4. быть теоретической основой практики психологической службы.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования ЦНС. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.

Методы исследования в психологии по Б.Г.Ананьеву:

организационные

эмпирические

Методы обработки результатов

Интерпретационные методы

Сравнительный (метод срезов),

Комплексный предполагает изучение псих.явлений, спец.разного профиля,

Лонгитюдный-когда псих.особенности изучаются на протяжении длит.времени

М-д наблюдения, эксперимент;

Беседа – получение инфо в процессе реального спец. Организованного вербального взаимодействия

Интервью – перечен вопросов, выстроенных в определенной послед., на которые испытуемый дает устный ответ;

Анкетирование – письменное интервью отличается только формой.

Анкета, беседа, интервью – диалогический м-д;

Биографический м-д – анализ истории жизни еловека, через описание его поведения в определ. Жизненных ситуациях. Праксимметрический м-д- исследование продуктов деятельности человека, структура деят-ти, особенности распределения времени.

Диагностические — Тесты, опросники. Особенность: измерительная направленность, требует неизменности в тексте. Проективный метод – метод глобальной оценки личности, основанный на механизме проекции (перенос желаний, характер, ценность всего жизненного опыта на нейтральный и стимульный материал).

Методы количественной обработки – статистический анализ, формулы индексы, построение графиков;

Качественные – анализ индивидуального случая, проективный анализ

Структурный метод – через составные части, компоненты.

Генетический метод – явление изучается через этапы его формирования или через нахождение причинно-следственной связей.

Наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие психической жизни человека в естественных условиях. Главным объектом наблюдения яв-ся не психика, а поведение

Эксперимент – метод изучения психики, заключающийся в активном замешательстве экспериментатора в реакции испытуемого; варьировании объективных и субъективных условий и их влияния на поведение человека. Главным в эксперименте яв-ся предложении в решении каких-либо задач.

Объективное (со стороны) и субъективное(самонаблюдение);

Включенное наблюдение(та же деят-ть наблюдателя за наблюдаемым), невключенное (наблюдатель только наблюдает);

Наблюдение сплошное (фиксируется все проявления человека – речь, внешний вид, мимика,жесты, движения, расположение в пространстве) и выборочное (фиксируются 1-2 элемента)

Наблюдение формализованное (заранее по осознанной схеме, де указаны все признаки, за к-ми надо наблюдать) и неформализованное (без спец.схемы)

Естественный — Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

Лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств.

Констатирующий экс­перимент — это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Явный эксперимент — испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент — испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я” — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Читайте так же:  Телец-мужчина и женщина-Рыбы - совместимость

А.Г.Спиркин дает следующее определение: » самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней «.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое «.

Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или «Я-концепции”.

Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.

Самосознание — это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах : 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта. 3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий.

  1. Самооценка и уровень притязаний личности. Условия изменения самооценки и уровня притязаний.

Самооценка является формой самосознания. Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Человек выступает для себя как объект познания. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. В структуре самооценки выделяют 2 компонента: 1.Когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение и умозаключение.2. Эмоциональный – отношение к себе «удовлетворенность», раскаянье, одобрение. Важной основой самооценки являются принятые в обществе соц. и нравственные нормы, традиции, обычаи.

Виды самооценки:

1)завышенная (формирование самоуверенности, высокомерия, некритичности),

2)заниженная (робость, замкнутость, неверие в свои силы),

3)адекватная (благоприятное эмоциональное состояние, стимулирование деятельности вселяет уверенность в достижение цели).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний (УР) личности, который проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой (как реализация самооценки), на которые претендует. Если достигает – переживает успех, если нет – переживает неуспех.

Читайте так же:  Верные способы вернуть жену, если она разлюбила

В УП /Мерлин/ выделяют 3 взаимосвязанных стороны:

1.Та степень трудностей задач, которую человек ставит перед собой, считает, что справится с ней,

2.Степень расхождения между достигнутым и задуманным,

3.Та степень трудности задач, которая приносит человеку удовлетворение.

Условия изменения УП:

1.УП зависит от силы мотивов (чем сильнее мотив, тем выше УП),

2.Положительное отношение личности в целом к достижению поставленной цели,

3.УП зависит от степени риска (чем выше риск, тем выше УП),

4.Зависит от социальных норм достижений: а)официальной группы, б) референтной,

5.От самооценки (чем выше самооценка, тем выше УП),

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6.От свойств личности: направленность на себя, направленность на взаимодействие, направленность на задачу.

УП — переживание успеха или неуспеха – зависит от различных свойств личности, от социальных норм достижений различных групп, от силы мотива, условий обучения и воспитания. Чтобы изменить УП, нужно учитывать не какое-то одно условие, а сразу несколько, в комплексе воздействовать на изменение.

Самооценка зависит от особенностей темперамента: преувеличенная самооценка и самоуверенность характерны для нетревожных, сангвиников и экстравертов. Самооценка зависит от темперамента, условий воспитания и обучения. На основе «Образа Я» формируется самопринятие и самоуважение. Самоуважение = успех  УП (Джеймс). Постоянное неудовлетворение УП (неуспех, переживание неудовлетворенности собой) может привести к состоянию фрустрации, которое может проявляться негативными эмоциями.

  1. Внимание как процесс организации психической деятельности. Свойства, виды, функции внимания, механизмы реализации функций. Методы и методики изучения внимания.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Свойства внимания — объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Устойчивость внимания— общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. Действие еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15—20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное)— непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание (активное или волевое). Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

Послепроизвольное внимание— вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снижается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольиое внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным.

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.

Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке.

Функции внимания:

1. Первая функция внимания – активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.

2. Вторая функция внимания – способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.

3. Третья функция внимания — обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Расстройства внимания выявляются как во время беседы с пациентом (отвлекается на посторонние раздражители, не может сосредоточиться на теме беседы, быстро утомляется), так и в ходе специального психодиагностического исследования. Методики для специального психодиагностического исследования внимания можно разделить на психофизиологические и патопсихологические. К психофизиологическим методикам исследования внимания относятся методики, использующие специальную аппаратуру, в частности тахистоскопические установки, аппараты «Мнемотест», «Ритмотест» и др. При помощи этих аппаратов можно наносить кратковременные, с определенной экспозицией, зрительные (в виде цифры, фигур, слов и т.п.) (тахистоскоп, «Мнемотест») и звуковые («Ритмотест») раздражения. Таким образом создаются условия для проверки отдельных свойств внимания — его устойчивости, объема, способности к переключению; кроме того, данные установки позволяют диагностировать состояние и иных психических функций — восприятия, памяти. Из патопсихологических методик исследования внимания наиболее известны и часто используются различные варианты корректурных проб, счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте (в том числе Шульте-Горбова), ряд методик на переключение (методика М.С. Лебединского, чередование антонимов и синонимов, сложение с поочередно меняющимися слагаемыми, поочередное вычитание). Корректурные пробы. Совокупность различных вариантов определенных бланковых методик, исследующих степень концентрации внимания, его устойчивость, а также особенности его переключения (варианты методики с переключением).

Читайте так же:  Стоит ли прощать измену мужа? Советы психолога

5. Общее понятие ощущений и восприятия. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Свойства и закономерности восприятия. Апперцепция. (Немов Р.С – Психология; Дружинина В.Н-Психология.) МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения.

Самая важная особенность восприятия заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления, а не отдельные лишь свойства и признаки их. Характернейшей особенностью восприятия является также называние воспринимаемых предметов или явлений, т.е. включение в процесс восприятия второй сигнальной системы.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств.

Сеченов объяснял восприятие предметов или пространства ассоциациями зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение. В акте зрения при восприятии величины предметов, их удалённости и прочего зрительные ощущения всегда ассоциируются с мышечными. Действием определённых лекарственных веществ можно вызвать некоторое нарушение этих связей путём усиления или ослабления глазных мышц. При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение величины предметов).

Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие даёт целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Константность. Несмотря на значительную вариативность условий (освещённость, расстояние, положение в пространстве и т. п.), в которых происходит процесс восприятия, образы воспринимаемых нами предметов отличаются определённым постоянством (константностью) по форме, величине, цвету и т. п. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т. е. отнести его к определённой группе, классу, обобщить его в слово.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернила всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Апперцепция зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. (прошлый опыт, эмоции, чувства)

Структурность – воспринимаются не отдельные ощущения, а их структура (фотография)

Классификация восприятия.

В основе классификации восприятия могут лежать различные основания. Это может быть различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические восприятия. Примером может служить восприятие мелодии.

В основе другого типа классификации лежат формы существования материи, т.е. то, что в действительности воспринимается. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, восприятие человека человеком.

Еще одним основанием для классификации восприятий может быть форма психической активности. Тогда различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. В этом случае говорим о наблюдении.

Сложные формы восприятия

Восприятия пространства, времени, движения, восприятие человека человеком — сложные формы восприятия, они опираются на целые системы совместно работающих анализаторов и могут протекать на разных уровнях. Овладение этими формами восприятия требует обучения и практики. (зрительные иллюзии, галлюцинации)

Краткая характеристика ощущений.

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Значение ощущений.

1. Ощущение – это первый, самый элементарный, но не единственный источник познания. Иначе, как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения материи ничего узнать не можем. (Ленин)

2. Ощущение необходимо для практической деятельности.

3.Ощущение необходимо не только для нормального функционирования, но и для нормального развития психики. При недостатке психики человек деградирует или погибает (т.е. по другому это явление называют — сензитивный голод).

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами.

Анализатор – это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.

Общие свойства ощущений

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность (длительность) ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения.

Пространственная локализация (с какого места слышно).

Взаимодействие ощущений.

1.Интерференция – понижение чувствительности одного анализатора в результате действия раздражителя на другой анализатор).

2.Сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями.

3. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно – слуховые синестезии, когда при действии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Классификация ощущений.

Существуют различные подходы к классификации ощущений.

1. Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений, по принципу модальности таких как: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные (тактильные), температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические ощущения), обонятельные, вкусовые, общеорганические, или внутренностные (интероцептивные).

Читайте так же:  Как сказать мужчине «нет»?

2. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой).

3. Генетический подход, предложенный английским неврологом Х. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод, жажда) и др. 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

4. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: Экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощущения», Б.М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Закономерности сенсорных процессов.

Закономерности ощущений:

1.Абсолютная чувствительность и ее пороги; 2. Разностная чувствительность и ее пороги различения; 3. Контраст ощущений; 4. Адаптация (полная, положительная, отрицательная); 5. Взаимодействие ощущений; 6. Интерференция.

Закономерности восприятия:

1.Целостность – соотношение фигуры и фона; 2. Зависимость восприятия целого и части и наоборот; 3. Осмысленность; 4. Предметность; 5. Константность; 6. Апперцепция; 7.Избирательность.

Самосознание в психологии – это одно из базовых понятий. Это очень сложный психический процесс, который отражает внутреннее «Я» личности, то есть внутренний мир человека. Понятие самосознания определяется тем, насколько глубоко индивидуум осознает свои чувства, природные черты и поведение. То есть функции самосознания тесно связаны с процессом познания себя.

Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 92

Особенности понятия

Определение самосознания в психологии подчеркивает, что данное внутреннее качество является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет выделять себя во внешнем мире, познавать свою природную суть и наполнять ее, получая определенные знания и приобретая жизненный опыт.

Самосознание – это динамичный процесс. Изначально оно закладывается у человека на генетическом уровне. Постепенно взрослея, ребенок начинает познавать себя следующим образом:

  • Он отмечает отличия собственного характера.
  • Приобретает способность сохранять свои личностные природные качества, сохраняя индивидуальность.
  • Привыкает к внутренним ощущениям, которые вызывают определенные внешние ситуации.

На основании всего перечисленного происходит формирование самосознания. Но это не происходит в виде самостоятельного процесса. Развитие самосознания неразрывно связано со становлением общего сознания. При этом можно выделить такие основные этапы развития самосознания, связанные с постепенным познанием окружающего мира:

  • Самоощущения при получении определенных знаний и жизненного опыта.
  • Самовосприятие событий на эмоциональном уровне.
  • Самопредставления о том, как все во внешнем мире должно происходить.
  • Составления мнения и понятия о себе.

Самосознание человека всегда развивается на базе деловых и межличностных отношений человека с другими людьми. Оно зависит от общественно-культурных факторов. Самосознание и самооценка – это влияющие друг на друга понятия. Насколько человек смог осмыслить свой внутренний мир и принять его, зависит то, какая будет его самооценка. Эта характеристика является, как известно, одним из главных психологических аспектов успешности человека. С другой стороны, влияние самооценки на развитие человека, бесспорно. Правильно оценивая свои возможности, человек формирует свой характер.

Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 96

Структура

Психология выделяет такие основные компоненты самосознания:

  • Реальное «Я». Это совокупность представлений человека о себе в настоящем времени. Как правило, в этом случае базовым фактором является реальная самооценка индивидуумом себя.
  • Идеальное «Я». Это внутренние желания человека, связанные с тем, каким бы он хотел себя видеть. Как правило, этот структурный элемент формируется на основании тех жизненных целей, которые человек ставит перед собой. Прошлое «Я». Это понятие человека о том, каким он был в прошлом. Психология утверждает, что влияние на внутренний мир человека событий, произошедших ранее, всегда очень значимое.
  • Будущее «Я». Это определенные представления человека о том, как может измениться его внутренний мир в будущем при изменении внешних условий.

Структура самосознания очень сложная. Среди основных элементов психология выделяет следующее:

  • Самопознание.
  • Самоконтроль и саморегуляцию.
  • Самооценку.
  • Самопринятие.
  • Самоуважение.

Самосознание и его структура связана с временными этапами развития человека. С этой точки зрения психология выделяет четыре формы самосознания:

  • Осознание тождественности. Эта часть внутреннего восприятия окружающего мира формируется на первом году жизни ребенка. Она связана с выделением себя из внешнего мира как личности.
  • Осознание собственного «Я». Как правило, становление этой части происходит приблизительно к трехлетнему возрасту. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать то, что он является субъектом деятельности в окружающем мире.
  • Осознание собственных психических свойств, предопределенных природой. Это период, когда формируется самосознание подростка. В это время закладываются первые результаты самонаблюдения за окружающим миром и итоги начального жизненного опыта.
  • Формирование социально-нравственного подсознания. Процесс начинается в юношеском возрасте и продолжается всю жизнь

Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 166

Функции

Главная функция самосознания заключается в саморегуляции поведения человека в обществе. Именно совокупность внутренних представлений о себе позволяет личности вырабатывать правильное поведение в определенных условиях. Функции самосознания направлены на то, чтобы человек сохранял собственное индивидуальное постоянство, чувствуя ответственность за социальные ценности, принятые им.

Благодаря сформировавшемуся на конкретный период времени внутреннему восприятию, человек может:

  • Мотивировать себя к конкретной деятельности. То есть у него формируется ярко выраженное профессиональное самосознание, на основании собственной оценки своих возможностей, понимании прав и обязанностей.
  • Формировать свое отношение к окружающим его людям и событиям, которые происходят вокруг него.
  • Продолжать развиваться и совершенствоваться. Нарушение самосознания всегда пагубно влияет на личность, полностью останавливая развитие человека.

Сознание, самосознание и личность – это неразделимые понятия. Эти элементы образуют тот важный внутренний механизм, который позволяет человеку сознательно воспринимать все обстоятельства, возникающие в окружающем мире. И что очень важно, осознавая свои возможности, индивидуум способен правильно реагировать на сложившуюся жизненную ситуацию. Это позволяет определить меру и характер собственной активности, то есть формирует профессиональное самосознание.

Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания — это комплекс методов, которые позволяют понять, как человек относится к себе. Это выражается в оценке двух продуктов: «Я — образ» и «Я — концепция». На протяжении всей своей жизни человек накапливает о себе различные знания. То есть, он формирует «Я — образ». Знания человека о себе выражаются в его эмоциях и оценках себя. На базе этого формируется его самоотношение или «Я концепция».

[1]

Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 139

В области психодиагностики широко используются традиционные стандартизованные описания, которое представляют собой индивидуальные отчеты. Они могут быть в виде:

  • Тестов-описаний.
  • Списков дескрипторов.
  • Шкальных техник.

Современные методики психодиагностики в виде свободных самоописаний позволяют специалистам оценить уровни самосознания конкретного человека:

  • Природный. Он определяет, насколько сильно человек выделяет себя из общего окружающего мира. Анализ позволяет понять переживания человека, соотнесенные с собственными действиями.
  • Социальный. Он связан со сравнением человеком себя с другими индивидуумами в окружающем мире. Это позволяет сделать выводы о самоуважении человека и его приспосабливаемости.
  • Личностный. Он подчеркивает наличие личностных мотивов для продвижения по жизненному пути. Анализ данного фактора позволяет определить наличие правильной самооценки, которая позволяет стать человеку успешным.

Расстройства внутреннего мира человека, чаще всего, выражаются деперсонализацией. По-другому это состояние можно определить, как отчуждение человека от своего «Я». Это состояние проявляется в том, что индивидуум не получает удовольствие от жизни. На фоне этого часто возникает растерянность и потеря смысла жизни.

[2]

Нарушения в самосознании часто связаны с серьезными эмоциональными расстройствами. Они могут проявляться:

  • Депрессией, которая проявляется в общей подавленности.
  • Патологическим аффектом, когда эмоциональные реакции преобладают по своей силе, вызвавшие их раздражители.
  • Аффектом, характеризующимся сильным душевным волнением, которое сопровождается зачастую явно выраженными вегетативными реакциями: яростью, внутренним страхом.
  • Эйфорией, когда все окружающее кажется необычайно прекрасным, поэтому человек теряет способность реально оценивать ситуацию вокруг себя.
  • Эмоциональной лабильностью, которая выражается неустойчивостью эмоциональных реакций на события, происходящие в окружающем мире.
Читайте так же:  Как вести себя женщине, если мужчина Рак решил расстаться?

Самосознание – очень важный психологический процесс. Оно позволяет разрешить многие жизненные противоречия в материальной и духовной сфере. Без этого внутреннего качества невозможно продвижение к поставленным целям.

Похожие записи

Такое понятие, как самосознание, по-разному интерпретируется философскими и эзотерическими школами. Академическая психология рассматривает самосознание исключительно с материалистической точки зрения. Эзотерическая психология  говорит, что сознание — это  аспект в человеке, который, собственно и эволюционирует через самопознание. Отсюда Школа Эзотерической Психологии «Джива» рассматривает самопознание не как явление, а как действие.

Самопознание, как практика

Если с эзотерической точки зрения самопознание это действие, а сознание — это Тот, кто совершает это действие, то самосовершенствование  можно обозначить как научный оккультный процесс раскрытия, выполняемый самим сознанием по каким-то законам. При этом самопознание – самая эффективная практика для того, чтобы выполнить эту задачу. Психология личности, так, как ее описывает эзотерическая психология – это самопознание начального этапа. Результат – самосознание, или, согласно терминологии эзотерической психологии – самоосознанность.

Самопознание это процесс

Эзотерическая психология рассматривают  сознание, как  душу, тот аспект в человеке, который пребывает вечно. Психология личности рассматривает лишь временный, «смертный» аспект. Но эта практика нужна для того, чтобы сознание это воспринимало наш мир, как поле опыта, через которое оно может раскрыться. Таким образом, самопознание, как наиболее эффективная практика, является основным методом индивидуального обучения, который применяет эзотерическая психология.

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.
Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 149

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

— Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

— Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.
Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 27


— Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

— Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

— Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.
Что такое самосознание с точки зрения психологии?? 5


В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.
  2. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
Что такое самосознание с точки зрения психологии?
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here