Индивидуальность человека и развитие личности

Предлагаем статью на тему: "Индивидуальность человека и развитие личности". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Приведем только один классический пример использования этой возможности – генетическую «классификацию личностей», предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским12. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и определенности. Первым критерием является общее количество и степень разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности. Второй критерий – интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий – степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что опорой для выделения разных уровней развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция – единство и «собранность» – его разнообразных индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни – низший, средний и высший – определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно. В «союзе» со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются. Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации центральной, но не единственной характеристикой индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли. Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления. Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.

Понятно, что классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу – анализу индивидуальности человека через развитие его личности – автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов. На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность «как она есть», то почему не принять их названия – низший, средний и высший – как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, «соблазнительную», по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной «уровневой» ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация индивидуальностей – конституциональных типов психопатий или психических уровней развития – не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой. Так, индивидуальное «движение» в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ. Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода «путешествии» по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния. И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность «прорвать» пределы индивидуальных (в то числе – собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти «движения» так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.

Читайте так же:  Влюбилась в бывшего парня: что делать?

Таковы основные подходы к классификации, типологии индивидуальности. Завершая тему, очертим еще раз предметы ее изучения, результаты их теоретических приложений.

  1. Конституциональные (морфологические, физиологические и др.) свойства организма, заданные генетически, – биологическая основа индивидуальности. Теоретическим результатом исследования их связи с психическими чертами являются общие объективные закономерности, имеющие высокую статистическую надежность. На практике эти закономерности могут учитываться при организации профессионального обучения, адекватного психологического климата и общения в коллективах, хотя для точных рекомендаций факты психотелесного соответствия требуют дополнительного содержательного анализа.
  2. Совокупности индивидуальных психических качеств и их поведенческих проявлений изучаются, главным образом, на примерах особых (не всегда адекватных) способов социальных взаимодействий – отклонений и акцентуаций характера. Теоретически они имеют конституциональную основу, но изменяются под влиянием среды. Итог изучения, переходный от теории к практике, – подробная эмпирическая классификация этих совокупностей как отдельных групп или типов, которая содержит богатый материал для более широких обобщений. Описанию типов служат базой для индивидуальной терапии, обращенной либо к врожденной основе (внепсихические воздействия), либо – к правильной организации внешних условий.
  3. Целостные системы индивидуальных средств управления поведением, определяемые общим способом жизни человека, его отношений с миром, становление которого связано с развитием личности. Теоретическое исследование таких способов направлено на полное выделение и объяснение их принципиальных основ с последующим построением типологии. Выделение и объяснение возможных индивидуальных типов имеют важную практическую цель: при правильном понимании они могут стать средствами осознания, осмысления человеком собственной индивидуальности, его самоопределения и направленных продуктивных изменений.

Индивидуальность человека и развитие личности 146

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Читайте так же:  Климакс и депрессия

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как инстинктами, так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, личность взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Читайте так же:  Как понять, что ты нравишься парню?
Видео (кликните для воспроизведения).

Личность — человеческая сущность, поступки и мотивы которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и интериоризированны. К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— перцептивные особенности;

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Человек — биосоциальное существо, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству).

Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

— Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

— Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого [1]

Понятие «личность» выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Не каждый человек является личностью. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок — лишь кандидат в человека.

Формирование человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть, усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

Читайте так же:  Как побороть депрессию и одиночество?

Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Человек – живое существо представитель биологического вида (homo sapiens), представляющее собой единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного, обладающее задатками для развития речи, прямохождения, мышления, изготовления и использования орудий труда.

Индивид– предполагает принадлежность к человеческому роду и неповторимость характеристик каждого представителя вида, но не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Это понятие позволяет представить, что каждая особь имеет неповторимый набор известных, повторяемых характеристик, например, темные глаза, светлые волосы, высокий рост и т.д.

Личность понимается как относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность есть «частно выраженное всеобщее», — т.е. индивидуально переработанные, освоенные и частично присвоенные общественные ценности. Личность не возможна вне общества и его ценностей, однако поверхностно считать, что личность – это некий навязанный нам обществом образ мыслей и действий. Каждый из нас взаимодействуя с другими, создает собственную систему ценностей, и ориентиров, но если она не отражает общечеловеческую иерархию ценностей взаимодействие с другими затруднено или невозможно. Личность делает нас и необычными, интересными, непохожими и, в то же время, способствует тому, что наше поведение вписывается в контекст общественных ожиданий, находя общие аспекты и делая совместное существование проще и приятнее. Так общечеловеческое понятие прекрасного находит свое отражение в индивидуальных вкусовых предпочтениях. Становится понятно, что личность необходима для обеспечения взаимодействия, но, что главное, для раскрытия потенциала возможностей каждого человека. К сожалению, это никогда не происходит автоматически – сами хорошо растут только сорняки, в нашем случае социально неодобряемые черты характера.

Часто говорят: «индивидом — рождаются, личностью — становятся, а индивидуальность — отстаивают». Можно предположить, что индивидуальность, это черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих данного человека от других. Индивидуальность может проявляться в физиологических особенностях, но основное в ней — это различия в чертах характера, эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сложное соотношение этих понятий мы можем представить ступенчатой схемой. На первой ступени выделяется человек как представитель биологического вида, на второй ступени выделяются его индивидуальные отличия, на третьей ступени он становится личностью, и всю конструкцию пронизывают черты непохожести, выделяющие индивидуальность.

Однако эта схема была бы неточной, если не посмотреть на то, как происходит восхождение на эти ступени. Для этого нам нужно обозначить понятия воспитание, социализация, индивидуализация. Под социализацией понимают комплекс воздействий окружающей среды на человека, способствующий избирательному усвоению индивидом норм и ценностей определенных социальных групп и общества в целом. Иногда понятие социализация заменяют на социальную адаптацию, подчеркивая таким образом, что это процесс приспособления человека к социальному образу жизни. Понимание социализации как комплекса воздействий приводит нас к представлению о ней как о сложной структуре, имеющей как целенаправленный вектор, так и случайный. Целенаправленный вектор принято считать воспитанием, так как он отражает стремление к общественному идеалу, характерному для данной исторической эпохи и культуры. Стихийное, случайное, воздействие общества на человека приводит к пониманию относительности идеала в контексте обстоятельств и обеспечивает адаптивность человека в социальной среде. Таким образом, воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс формирования типологических качеств личности в соответствии с социально-педагогическим идеалом. Процесс индивидуализации, напротив, является личностной инициативой, определенной тенденцией противодействия среде и приводит к культивированию отличительных черт. Ребенок является не объектом, а субъектом воспитания, и именно это приводит к тому, что независимо от желания воспитателей он по собственному усмотрению сохраняет и культивирует те черты, которые кажутся ему нужными и интересными, таким образом корректируя процесс общественного воспитания, создавая вектор индивидуального. Естественно, что в становлении личности задействованы и процесс социализации, включающий воспитание, и процесс индивидуализации, но задействованы они у каждого индивида в различной мере, что и приводит к личному, неповторимому, субъективному отражению черт всеобщего.

Читайте так же:  Советы и рекомендации, как перестать любить бывшего мужа

Нами были использованы понятия становление, формирование и развитие личности – рассмотрим их более подробно. Становление отражает центральный этап в жизни личности – достижение человеком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, выстраивать свое поведение на основе осознания отношений с миром и сравнительно устойчивого ценностного выбора. Этот этап можно описать известной формулой Лютера: «На том стою, и не могу иначе». За становлением следует функционирование личности, а предшествуют ему процессы развития и формирования, но для их обозначения нужно ввести термины «задатки» и «способности».

Под задатками мы будем понимать врожденные анатомо-физиологические и психологические особенности, предрасполагающие индивида к успешности в определенных видах деятельности. Задатки – это подарок природы и наследственности, неосуществленное чудо, их можно или развить, или потерять, не заметить. Это тот самый потенциал человека, который много обещает, но ничего не гарантирует. Использовать задатки можно, если развить их в способности. Работа с задатками, ставящая целью актуализацию этого природного подарка, и есть процесс развития – накопления количественных и качественных изменений в структурах личности человека. Развитие раскрывает задатки, выводя их на уровень способностей. Способности – это реализованная в определенной деятельности успешность индивида. Это уникальные индивидуальные показатели, раскрывающие скорость, гибкость, необычность осуществления деятельности. Однако способности появляются не только вследствие развития, т.е. не только из задатков, они могут быть сформированы по желанию личности или ее воспитателей или потребностей общества, т.е. созданы искусственно. Именно это создание способности из ничего, то есть новообразование, и выделяет процесс формирования. Так, например, мы все имеем задатки прямохождения, и такая возможность развивается под влиянием среды, но природа не дала нам никаких задатков воспитанности, однако мы все в той или иной мере приобретаем и поведенческие способности.

Задатки, как и способности, делят на общие – выделяющие успешность в общих (присущих большинству) видах деятельности, прежде всего в усвоении опыта предыдущих поколений, и специальные – предопределяющие успешность в специфических видах деятельности (музыка, поэзия и т.д.). Однако деление это является достаточно условным, что связано, в первую очередь, с философским характером вопроса о первичности наследственности или среды.

Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 685;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.
  2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
Индивидуальность человека и развитие личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here