Мотивация деятельности человека

Предлагаем статью на тему: "Мотивация деятельности человека". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Вопросы:

1. Сущность и содержание мотивации

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации

3. Методы и приемы мотивации персонала

Литература:

1. М. Х. Месков и др., Основы менеджмента, гл. 13

2. В. Р. Веснин, Основы менеджмента, М., 1996, гл.19

3. О. С. Виханский, А. И. Наумов, Менеджмент, М., 1998, гл.2

1 Сущность и содержание мотивации

Как известно, существует 2 вида привлечения человека к выполнению определенной работы – принуждение и мотивация.

Принуждение малоэффективно в решении задач управления и достижении результатов.

Поэтому особенно в последнее время активно развивается мотивационный механизм.

Для российских организаций он является определяющим фактором мобилизации работников на выполнение задач.

Мотивация — единственная возможность для руководителя сделать работу чужими руками.

Мотивация определяется как процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей.

Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Потребности могут быть естественными (в пище, во сне и т.д.) и социальными (в признание, славе), врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении), могут быть первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности), материальными и нематериальными.

Выделяются три уровня удовлетворения потребностей:

минимальный, обеспечивающий выживание,

нормальный, поддерживающий способность трудиться с должной отдачей,

уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становиться самоцелью.

При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворения, появляется интерес к тому, что позволит это сделать.

Это проявляется как внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности. Этот внутриличностный фактор побуждения называется мотивом.Т.е.мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Мотив побуждает человека к действию, а также определяет, что надо сделать и как осуществить это действие.

Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушать их или даже устранять.

К мотивам относятся: желания, биологические влечения, установки, ориентации и др.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, которая определяет мотивационную структуру человека.

Мотивационная структура обладает определенной стабильностью, но вместе с тем поддается целенаправленному формированию, например в процессе воспитания.

У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, квалификацией, должностью, социальным статусом и др.

От мотивационной структуры человека зависят особенности его мотивирования.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека, с целью побуждения его к необходимым действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Мотивирование составляет основу управления человеком.

Средством побуждения людей к деятельности могут выступать стимулы.

Стимул– в первоначальном значении это заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли лошадей в колесницах. В переносном смысле под стимулом обычно понимается внешняя причина, побуждающая людей к достижению цели.

Стимулы по содержанию могут быть экономическими и неэкономическими.

Неэкономические в свою очередь делятся на организационные и моральные.

Экономические или материальные стимулы – это заработная плата, премии и другие денежные выплаты.

К организационным стимулам относится обогащение труда, привлечение к участию в делах организации и др.

Моральные стимулы – это, например, похвала, критика, признание и др.

Между указанными стимулами четкой границы нет, на практике они тесно переплетены и часто взаимопереходящи.

Например, повышение в должности – это и материальный стимул, и моральный, и организационный.

Сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения, если люди не реагируют на них.

Например, в условиях развала денежной системы, когда за деньги ничего нельзя купить, заработная плата и денежные знаки теряют свою роль стимулов.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием.

Стимулирование имеет различные формы. Самой распространенной формой является материальное или экономическое стимулирование.

Роль этой формы стимулирования велика, но нужно обязательно учитывать ситуацию, в которой осуществляется материальное стимулирование.

Каждый человек имеет сложную систему потребностей, интересов и не обязательно в этой системе материальный интерес занимает главенствующее положение. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования.

Это отличие состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем меньше в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.

Члены организации сами проявляют участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь соответствующего стимулирующего воздействия.

Мотивацию условно можно разделить на внутреннюю и внешнюю.

При внутренней мотивациичеловек сам порождает мотивы, сталкиваясь с задачей. Они как бы возникают внутри человека.

Примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению успеха, стремление к завершению работы, стремление к познанию, страх и др.

При внешней мотивациимотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне.

Например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и др.

Конечно в действительности такого четкого разграничения «внутренней» и «внешней» мотивации не существует. Один и тот же мотив может быть порожден и внутренней, и внешней мотивацией. А в отдельных случаях обеими системами мотивации.

Но менеджер должен знать о наличие этих двух типов мотивации, так как управление людьми может опираться только на «внешний» тип мотивации. При этом учитывается возникновение определенной «внутренней» мотивации.

Мотивация оказывает большое влияние на выполнение работником своей работы, своих должностных обязанностей.

Однако между мотивацией и конечным результатам деятельности работника нет прямой зависимости.

Человек может быть хорошо смотивирован на выполнение своей работы, но результат получает худший, чем человек слабо смотивированный.

Это обусловлено тем, что на результаты работы оказывает влияние множество случайных или субъективных факторов, таких, например, как настроение работника в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц, квалификация и др.

В этом случае разрыв между мотивацией и результатами труда порождает проблему: стимулировать деятельность работника или результат деятельности?

В зависимости от того, что необходимо стимулировать – саму деятельность или ее результат, мотивация используется в двух формах: текущего поощрения (наказания) и награждения (наказания) по итогам.

Текущее стимулирование называется подкреплением и применяется для стабилизации и корректировки в нужную сторону работы. Оно относится к тому поведению работника, которое уже есть. Способы подкрепления могут быть различными – регулярное, неожиданное, комбинированное, подкрепление «авансом».

Читайте так же:  Как избежать кризиса в семейных отношениях, после рождения малыша?

Итоговое вознаграждение – за достигнутые результаты – зависит от вклада работника в общий результат – поэтому должно быть справедливым, должно создавать стремление у работника работать лучше.

Мотивация является процессом и включает 5 этапов (см. рис. 1):

  1. Первый этап – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему не хватает чего- то. Потребности порождаются внешней средой.
  2. Второй этап – побуждение или мотивы. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Возникает побуждение или мотив. Побуждение – это ощущение недостатка в чем- либо, имеющее определенную направленность.

  3. Третий этап – поведение или действия. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек выбирает ту или иную линию поведения, осуществляет действия, которые направлены на достижение цели.

  4. Четвертый этап – определение целей. Цели в данном процессе – это средство удовлетворения потребности, чего должен добиться человек, чтобы их устранить.

  5. Пятый этап – результат удовлетворения потребностей. Когда человек достигает такой цели, его потребность может оказаться удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Мотивация деятельности человека 198

Конечно, такое рассмотрение процесса мотивации носит условный характер. В реальной жизни нет такого разграничения стадий. Но эта схема помогает уяснить, как разворачивается процесс мотивации.

В действительности мотивационный процесс каждого конкретного человека уникален, не всегда предсказуем, отличается различием мотивационных структур. Одинаковые мотивы могут по-разному влиять на различных людей.

Мотивация деятельности человека 64

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

Мотивация деятельности человека 71

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:
  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны. Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом. В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

Читайте так же:  Мужчина-Козерог женщина-Козерог - совместимость

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

Видео (кликните для воспроизведения).

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя. В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала. Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

Определение понятия, возможность лучше понимать поведение отдельных индивидуумов, общение с начальниками и подчиненными, заказчиками и поставщиками. Обозначение потребности человека и мотивации его деятельности, виды мотивационных состояний.

РЕФЕРАТ

на тему МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление

Введение

Глава 1. Потребности человека

Глава 2. Виды мотивационных состояний и формы проявления направленности

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

По мере ускорения темпа жизни в мире человек всё чаще стремится за свою жизнь успеть получить образование, найти хорошую работу, обеспечить семью, положительно зарекомендовать себя в обществе и добиться успешной самореализации. Поскольку желающих и активно проявляющих свою жизненную позицию людей становится больше, весомая часть деятельности современного человека направлена на лидерство в такой конкурентной среде.

Для того чтобы быть успешным конкурентоспособным человеком, надо уметь правильно ставить себе цели и добиваться их, но нередко этому мешает усталость от темпа жизни или обыкновенная лень — оба варианта являются показателем низкой мотивации к деятельности. Таким образом, мотивация деятельности — весьма актуальная проблема на сегодняшний день, а изучением мотивации деятельности занимаются ученые, как из области психологии, так и из родственных ей наук.

В частности мы, как будущие руководители IT отделов не можем недооценивать пользу теории о мотивации деятельности и её применения на практике, поэтому эта проблема актуальна и для нас.

В нашей работе одним из основных понятий является деятельность. Определение этого понятия означает целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, которое осуществляется в целях её познания и преобразование для удовлетворения потребностей человека. Для науки понятие деятельности представляется сложной и многоплановой категорией, включающей в себя различные стороны взаимодействия человека и мира. Деятельность человека определяется его личными психическими и независимыми от него внешними условиями и осуществляется в виде системы приемов и операций посредством чего-либо.

В психологии принято общо подразделять деятельность на три вида: игра, учение и труд. Из этой классификации выпадает такая важная форма жизнедеятельности человека: деятельность по включению человека социум и формирование адаптированного под этот социум поведения. Поведением называется социально значимая часть системы деятельности человека. Формирование поведения человека происходит посредством способов удовлетворения потребностей человека.

В нашей работе мы намерены рассмотреть мотивацию деятельности человека, чтобы иметь возможность лучше понимать поведение отдельных индивидуумов, чтобы впоследствии применять это на практике общения с начальниками и подчиненными, заказчиками и поставщиками.

Исходя из данной цели, следует выделить ряд задач:

Обозначить потребности человека;

Определить связь потребностей человека и мотивации его деятельности;

Рассмотреть виды мотивационных состояний.

мотивация деятельность общение

Глава 1. Потребности человека

Источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека: поскольку человек нуждается в определенных условиях существования, человек стремится к устранению дефицита удовлетворении его потребностей.

Условия, необходимые для жизни и развития человека можно условно разделить на три группы. В первую группу отнесем условия, необходимые для удовлетворения естественных потребностей — для жизни и развития человека как организма: пища, кров, вода, воздух и т.д. Ко второй группе мы отнесем условия, необходимые для социальной адаптации человека — общение, которое и является основой развития человека как личности, воспитания его мировоззрения и мироощущения. Третья группа необходимых условий — то, что требуется для самореализации человека, для удовлетворения его системы индивидуальных потребностей.

Потому как центральное понятие этой главы — потребность, отметим определение этого понятия, предложенное А. Маклаковым — «Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности».

Читайте так же:  Как влюбить в себя мужчину? Психология мужчин?

Потребности у каждого человека находятся в определенной иерархии, порядок и степень потребности — один из важных, определяющих личность, качеств. Несмотря на то, что потребности у всех людей одни и те же, существует некая общая пирамида потребностей (см. Рисунок 1), предложенная А. Маслоу, видным американским психологом и основателем гуманистической психологии. Эта иерархия потребностей изменяется по мере развития личности и удовлетворения каждого уровня пирамиды. Высшие ее уровни достигаются лишь психологически зрелыми людьми, обеспечившими себя удовлетворением потребностей нижних уровней.

Возникающие в результате деятельности человека новые потребности являются доминантным стимулом развития личности и, как следствие, прогресса общества.

Если рассматривать потребность в контексте организма человека, следует отметить, что возникающая потребность провоцирует мотивационное возбуждение особых нервных центров, что побуждает организм к определенной деятельности, направленной на удовлетворение потребности. При этом в мозге оживляются специальные механизмы памяти, а также обрабатываются данные о возможности осуществления такой деятельности, после чего человек действует. Таким образом, потребность вызывает это нейрофизиологическую реакцию, состояние — мотивацию.

«Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне».

Сила физиологической реакции, побуждающей организм на деятельность, зависит от силы мотивации. Это показывает то, как, например, насытившийся организм не реагирует на аппетитную пищу. Таким образом, только при определенной степени мотивации внешние раздражители, как, в данном случае, пища, становятся сигналами к действию, в нашем случае, к приему этой пищи.

Сравнивая достигнутые промежуточные и итоговые результаты с изначальными, целевыми потребностями, человек осуществляет контроль над деятельностью человека. Удовлетворение потребности гасит мотивационное напряжение. В случае, если это вызывает положительную эмоцию, человеческий организм будто бы запоминает такой вид деятельности, так как находит его полезным, приводящим к успеху. И напротив, неудачный опыт удовлетворения потребности мгновенно вызывает отрицательные эмоции и усиливает мотивационное напряжение и, как следствие, поисковой деятельности.

Выходит, что мотивация — не что иное, как индивидуализированный механизм, который выполняет функцию соотнесения различных факторов, побуждая человека к определенному типу действий.

Возвращаясь к вопросу о практическом применении теории о мотивации деятельности, отметим, что этот вывод можно использовать для разумной организации рабочего процесса, для поддержания заинтересованности коллектива в общем деле.

Все формы и способы сознательной деятельности человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения. Этот вопрос мы рассмотрим подробно в следующей главе.

Глава 2. Виды мотивационных состояний и формы проявления направленности

В этой главе мы выделим формы направленности и кратко охарактеризуем каждую из них направленности в порядке их иерархии.

Как известно, в психологии существует множество различных подходов к исследованию личности. Тем не менее, несмотря на такие различия, во всех подходах как ведущая характеристика выделяется направленность, под которой понимают набор неких устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность человека.

Заметим, что направленность личности всегда складывается вследствие социализации, то есть формируется в процессе взаимодействия с обществом и, в частности, воспитания. Проявление направленности подразделяют на несколько форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Именно мотивы деятельности лежат в основе всех этих форм направленности личности.

Начнем характеристику с самой примитивной формы направленности — влечения. «С точки зрения психологии — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание».

Желание является осознанной потребностью и влечением к чему-либо конкретному. Так как желание осознанно, оно имеет побудительную силу, обостряет осознание цели действия и построение его плана. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается компонент воли. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Яркой характеристикой направленности личности являются ее интересы. Интерес — это форма проявления потребности в познании, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей осуществляемой деятельности и, следовательно, способствует ориентировке личности во внешней среде. Важной характеристикой интереса является то, что при его удовлетворении интерес не угасает, а, напротив, побуждает к более высокому уровню познания. Таким образом, интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности.

Когда интерес развивается и становится постоянным, он превращается в склонность: когда в структуру интереса включается компонент воли. Соответственно, склонность охарактеризовывает методичную направленность индивида на конкретную деятельность, то есть основа склонности — устойчивая потребность человека в некой конкретной деятельности. Основой склонности также можно представить стремление к самосовершенствованию в сфере, связанной с данной потребностью. Психологи полагают, что возникшая склонность можно рассматривать как предпосылку к развитию неких способностей.

Далее в нашей иерархии следует идеал. Идеал — это то, к чему стремится индивид; то, в каком образе ему предстают его потребности. Идеалы человека выступают как один из наиболее важных аспектов мировоззрения человека, а именно его взглядов на окружающую действительность, на место человека в ней. В мировоззрении человека отражаются как идеалы, так и ценностная ориентация других людей, суждения об их принципах познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Читайте так же:  Мужчина козерог женщина телец совместимость

Потому как мы уже вплотную подошли к проблеме мотивации, заметим, что в поведении человека есть две функциональные стороны: регуляционная и побудительная. Те психические процессы, которые мы уже описали выше, в основном выполняют функцию регуляционную. А вот что касается стимуляции поведения, или побуждений, обеспечивающих активизацию и его направленность, — они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив — это побуждение индивидуума к деятельности, связанной с удовлетворением его потребности. Также в качестве вольного определения понятия мотив используют «причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.»

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Заключение

Таким образом, мы обозначили потребности человека, определили связь этих потребностей и мотивации деятельности индивидуума, а также подробно рассмотрели виды мотивационных состояний.

Подытожив вышесказанное, считаю важным отметить, что понимание мотивации деятельности отдельных индивидуумов имеет весьма высокую ценность в практическом применении, в реальной жизни.

Как будущие руководители IT отделов, важно уметь контактировать с людьми и иметь возможность понимать и прогнозировать их действия, — то, где понимание мотивации деятельности достаточно важно, на мой взгляд. Опять же, как руководители, мы должны разумно управлять сотрудниками своего отдела, в чём опять же может помочь теория о мотивации деятельности на деле: разумно выстраивать рабочий процесс, использовать интересы, идеалы, склонности, убеждения и т.д. эффективно.

Список литературы

Леонтьев А.Н., “Лекции по общей психологии”, Москва “Смысл”, 2001г.

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Питер, 2005г.

Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность, 2-е издание, Москва “Смысл” 2003г.

Психологический словарь, под ред. Зинченко. В.П., Мещерякова Б.Г. , 2 изд., изд. “Астрель” 2004г. (4)

Хрестоматия по психологии, Психология мотивации и эмоций, Москва, Черо 2002.

Мотивация деятельности человека впервые была рассмотрена как наука А. Шопенгауэром. По его мнению, данный термин включает в себя динамический процесс, имеющий физиологическую природу. Им можно управлять, причем используя психологию человека. Проявляется мотивация на эмоциональном и поведенческом уровне. С первого взгляда все кажется слишком сложным, поэтому попытаемся разобраться в явлении, от которого зависит каждый из нас.

Мотивация деятельности человека 161

Понятие

Несмотря на популярность данного запроса и активность изучения мотивации, конкретного определения термина не существует. Слишком часто на эту тему спорят ученые умы, представляя свои гипотезы. Их объединяет попытка объяснить суть мотивирующих обстоятельств. Каждая версия пытается ответить на вопросы:

  • из-за чего человек начинает действовать;
  • какие потребности он удовлетворяет, выполняя ту или иную задачу;
  • почему и как подбирается последовательность действий;
  • какие результаты ожидает личность, насколько они значимы;
  • по какой причине отдельным категориям людей удается гораздо быстрее достичь поставленных целей, чем другим представителям социума, наделенным аналогичными способностями.

Часть исследователей сошлись во мнении, что мотивация является врожденным или приобретенным механизмом воздействия на человека. Другие уверены, что причинами более высокой активности, быстрого достижения цели являются обстоятельства и условия. Третьи настаивают на сочетании первых двух версий.

[1]

В итоге было собрано единое понятие мотивации — это система, включающая в себя внешние, внутренние факторы, стимулы, действующие на поведение человека.

Из чего состоит мотивация

Психология мотивации включает несколько ключевых понятий:

  • мотив — идеальный предмет, к которому стремится приблизиться человек;
  • потребность — неосознанное желание личности избавиться от возникшего дискомфорта;
  • цель — желаемый результат сознательных действий.
На примере питания данные составляющие можно охарактеризовать таким образом — голод является естественной потребностью, желание поесть мотивом, а конкретное блюдо целью.

[2]

Мотивация деятельности человека 44

Виды

Мотивация деятельности подразделяется на две группы:

  • Экстринсивная, иначе внешняя — мотивы, обусловленные любыми внешними факторами.
  • Интринсивная, внутренняя — зарождается благодаря личным потребностям, интересами, установками. При такой мотивации человек действует по собственному желанию, несмотря на внешние обстоятельства.

Также мотивация может быть положительной и отрицательной. Первая базируется на позитивных ожиданиях, вторая на негативных. На практике это выглядит следующим образом — при положительном мотиве «я делаю, потому что тогда получу определенную выгоду», при отрицательном «я не буду ничего делать, тогда меня, например, не накажут или не лишат премии».

Устойчивая и неустойчивая мотивация — еще два вида рассматриваемого явления. Например, при ощущении голода, холода или жары человек имеет устойчивый мотив поесть, согреться или охладиться. И он будет выполнять необходимые действия, чтобы достичь поставленной цели. Примерами неустойчивой мотивации может быть попытка похудеть или бросить курить. В этом случае человек не испытывает особого дискомфорта, поэтому сегодня он устойчив в желаниях, а завтра снова забывает о них, соответственно не достигает цели.

Существует еще три подвида мотивации — персональная, групповая, познавательная. Первая определяет удовлетворение личных потребностей, вторая направлена на группу лиц, связанных общим интересом (семья, рабочий коллектив, учебный класс), а третья подразумевает любой вид образовательного процесса.

[3]

Стимулы, заставляющие действовать

Мотивация и деятельность немыслимы без мотивов, которые подталкивают нас к определенным поступкам, стимулируют к работе и активности.

Читайте так же:  Твоя девушка пьяна: что делать?

Мотивация деятельности человека 36

Самоутверждение

Психология человека устроена таким образом, что ему просто необходимо быть оцененным, уважаемым. Чувство собственного достоинства возрастает в несколько раз, стоит только доказать всем, что ты способен на какие-то поступки. Именно самоутверждение заставляет нас строить карьеру, заканчивать институт на отлично, худеть, избавляться от вредных привычек, становиться лучше и проводить комплексную работу над собой.

Идентификация

Подобные мотивы характерны для подростков, ищущих себя в жизни, хотя у взрослых людей зачастую тоже просматривается идентификация. Это желание быть похожим на кого-то — на родителей, родственников, персонажей кино, книг, артистов или актеров. Стремясь соответствовать их личности, человек становится более уверенным в себе, возникает смелость, готовность совершать те поступки, на которые ранее не хватало вдохновения. Со временем такой стимул отходит на второй план, но для многих людей его наличие и переживание играет важную роль в успешной социализации.

Власть

Желание управлять коллективом возникает у многих людей, поэтому этот фактор является весомым на фоне других. Человек, намеренный возглавить отдел, город или страну, устанавливать свои правила, готов жертвовать многим, лишь бы приблизиться к желаемому. При этом путать мотив властвования и самоутверждение нельзя — при такой мотивации человек хочет обрести влияние над другими, а не удовлетворить собственное достоинство.

Процессы и содержание

Данный стимул не содержит конечной цели — психология человека иногда заставляет его заниматься выбранной деятельностью только потому, что она приносит ему удовольствие в процессе. Например, поклонники караоке любят петь, им нравится это состояние души, но они не стремятся к вокальным конкурсам. Аналогично обстоит дело со спортом и танцами — человек может часами проводить время на тренировках и репетициях, при этом не ставить цели стать знаменитым, зарабатывать деньги и т. д. Это хобби, приносящее моральное и физическое удовлетворение.

Мотивация деятельности человека 93

Саморазвитие

Еще одна мотивация к деятельности — важен постоянный рост, развитие всех качеств. Людям, достигшим вершин, свойственно гордиться былыми достижениями. Но время проходит, личность стремится сохранить их, чтобы не возникло внутреннего конфликта. Начинается процесс самообучения и развития, которые помогают сохранить то, на что было потрачено много сил и времени. Однако основным требованием для постоянного саморазвития является удовлетворение от обретения новых навыков.

Достижения

Это движущая сила всех жизненных сфер человека — мы каждый день составляем хотя бы краткий план. Сходить на работу, посетить фитнес центр, сделать с детьми уроки и т. д. Достижение всех поставленных задач удовлетворяет нас, в противном случае мы испытываем дискомфорт, нервное напряжение, недовольство. Также и при постановке более серьезных целей — мы знаем, что, если достигнем того, чего желаем, будем ощущать сверх приятные эмоции.

Социальная мотивация

Стимулы этой группы предназначены для таких профессий, как депутаты, военные, медики, учителя и т. д. Их деятельность направлена на интересы общества, они имеют долг перед социумом и ответственность за результаты своей работы. Такие мотивы заставляют быть более внимательным, чтобы не пострадали другие люди.

Как мотивировать?

Каким бы сложным ни было достижение результатов, способы мотивации, которых насчитывается несколько десятков, эффективно помогают на каждом этапе. Условно их разделяют на три группы.

Мотивация персонала

Комплекс действий и заданий, включающих в себя моральную, материальную, профессиональную поддержку работников. Основные цели сотрудников и руководства сходятся — повышается качество и эффективность трудовой деятельности. Сюда входят премирование как стимуляция работы, стиль управления, обучение и повышение квалификации, соблюдение ряда правил, от штрафов за опоздание до субординации, воздействие на работников с учетом их интересов.

Мотивация деятельности человека 38

Стимуляция обучающихся

Каждому школьнику важно понимать, для чего он учится, зачем нужны пятерки и сданные рефераты, для чего учить теоремы и правила. Поэтому педагогами придуманы всевозможные опыты, наглядные пособия, поучительные рассказы из жизни, вызывающие интерес учеников. Проводится анализ прочитанного и реальной жизни с целью поиска связи, создается имитация спора, в котором учитель может уступить ненадолго, лишь бы спровоцировать у учеников желание подумать, почитать информацию, расширив кругозор. Совершенствуются программы обучения и привычные предметы, чтобы они соответствовали современной жизни.

Самомотивация

Поставить цель несложно, гораздо тяжелее достичь ее. В силу природной лени, слабости и других факторов мы можем годами совершать попытки, но оставаться ни с чем. Мотивировать себя будет намного легче, если заняться самовнушением, переубедив, что себя в необходимости выполнения задачи. Полезно почитать биографии выдающихся личностей, узнать, что им пришлось пережить, чем пожертвовать. Посмотреть чужие примеры, например, фотографии похудевших и помолодевших людей. Заниматься развитием собственной воли — действовать, минуя «не хочу». Представить то, к чему стремишься — визуализация во многом помогает быстрее взять себя в руки и начать действовать.

Вывод

Теперь, зная, что такое мотивация к действию, и какой она бывает, а также каковы способы мотивирования, будет гораздо легче правильно выстроить план, найти свои мотивы, которые помогут не отступать от намеченной схемы.

Похожие записи

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
  2. Брестский, А.И. Самые распространенные заблуждения молодого супруга о том, каким будет первое утро после медового месяца / А.И. Брестский. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 349 c.
  3. Главная книга о кризисе. — М.: Эксмо, 2014. — 256 c.
Мотивация деятельности человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here