Принцип постепенности развития и изменений отношений

Предлагаем статью на тему: "Принцип постепенности развития и изменений отношений". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Принцип постепенности заключается в прогрессивном нарас­тании объема и интенсивности нагрузок, в усложнении техники выполняемых упражнений, в расширении технического и такти­ческого арсенала, в повышении морально-волевых качеств, позволяющих преодолевать все большие препятствия на пути к достижению цели.

ВПринцип постепенности развития и изменений отношений 81

соответствии с законом силы, сформулированным в физио­логии И. П

Павловым, величина ответной реакции организма прямо пропорциональна величине воздействия. Однако, Н. Е. Введенским были выявлены ограничения в проявлении этого закона: при чрезмерно сильных воздействиях величина

Этапы тренировки

Рис. 6. Изменение величины супер-компенсации на разные нагрузки по мере роста тренированности.

ответной реакции не увеличивается, а наоборот, снижается (за­кон оптимума — пессимума). Большая нагрузка может быть для новичка просто непосильной, поэтому необходимо делать ее доступной с точки зрения возможностей учащихся. Однако сла­бые воздействия не могут вызвать необходимую функциональ­ную перестройку систем и организма в целом. Таким образом, необходимо находить оптимальные по величине нагрузки. Слож­ность определения оптимальных нагрузок состоит в том, что их величина зависит от многих факторов: уровня тренированности, индивидуальных, возрастных и половых особенностей и т. д.

Характер реагирования организма на различную нагрузку с ростом тренированности изменяется (рис. 6).. На первых эта­пах тренировки наибольшее сверхвосстановление возникает по­сле малой нагрузки; средняя нагрузка вызывает меньшее сверхвосстановление (следовательно, и малый тренировочный эффект), а большая может вообще не привести к сверхвосстановлению. Таким образом, применение большой нагрузки в на­чале тренировочного процесса бесполезно.

С другой стороны, по мере повышения тренированности реакция человека на постоянную нагрузку становится все мень­шей и меньшей. В этом проявляется физиологический феномен адаптации (привыкания) к постоянному раз­дражителю. Значит, те нагрузки, которые раньше вызывали большие сдвиги в организме, со временем теряют свой эффект. Чтобы сохранить реакцию организма на высоком уровне, нужно увеличить нагрузку. А поскольку величина сверхисходного вос

Прямолинейно — восходящая

Стулениатая

Недели 1


Волнообразная


Принцип постепенности развития и изменений отношений 184

Рис. 7. Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия — динами­ка объема недельной нагрузки, пунк­тирная — динамика интенсивности) (по Л. П. Матвееву)

становления зависит от величины реакции на нагрузку, то эф­фект привыкания к одной и той же нагрузке сказывается и на суперкомпенсации. По мере использования одной и той же на­грузки ее стимулирующее на суперкомпенсацию влияние осла­бевает. Для получения прежней величины суперкомпенсации требуется теперь большая нагрузка. Поэтому с увеличением продолжительности занятий и с ростом тренированности все более отчетливо проявляется преимущество метода больших нагрузок, а для спортсменов высшего класса — и околопредель­ных (А. Н. Воробьев, 1971).

В процессе роста нагрузок нужна осторожность, так как чрез­мерные нагрузки могут привести к пессимальному .эффекту (переутомлению, перетренированности).

Здесь надо опираться на физиологические особенности реа­гирования возбудимых систем на возрастающий стимул, выра­жающиеся в законе градиента раздражения. Этот закон отра­жает зависимость величины ответной реакции от быстроты на­растания интенсивности раздражения во времени: чем более круто изменяется интенсивность раздражителя (конечно, до определенного предела), тем большей будет ответная реакция, и наоборот: чем медленнее нарастает интенсивность раздражи­теля, тем большим должен быть се прирост, чтобы вызвать от­ветную реакцию. Таким об разом, увеличение реакции на учебные нагрузки следу­ет ожидать только в том слу­чае, если1 новая нагрузка пре­высит условный порог гради­ента раздражения.

Возможны различные фор­мы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восхо­дящая, ступенчатая, вол­нообразная (рис. 7). При прямолинейно — восхо­дящей форме происходит соразмерное повышение нагру­зок (от занятия к занятию, от недели к неделе и т. п.), при этом приросты незначитель­ные, а интервалы между заня­тиями большие.

При ступенчатой форме имеется более крутое возрастание нагрузок, причем их рост чередуется с относи­тельной стабилизацией на про­тяжении нескольких занятий.

Это даст возможность подтянуть отстающие на первых порах приспособительные изменения в организме к этой нагрузке, ста­билизировать достигнутые положительные сдвиги. В результате появляется возможность осваивать большие нагрузки, чем при предыдущей форме.

При волнообразной форме постепенное нарастание нагрузок сочетается с крутым нарастанием, а затем — снижени­ем их. Последующие волны воспроизводятся на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших трениро­вочных нагрузок.

В процессе повышения нагрузки возникают некоторые проти­воречия между двумя ее сторонами — объемом и интен­сивностью. Дело в том, что эти две стороны нагрузки могут расти одновременно лишь до известного предела, после которого дальнейшее увеличение объема приводит к стабилизации и даже некоторому снижению интенсивности, а повышение интенсивно­сти— к стабилизации и снижению объема. Поскольку процесс физического воспитания требует роста и объема и интенсивно­сти нагрузки, выход из противоречия находят в раздвоении волн повышения нагрузки: вначале увеличивают объем нагрузки, а интенсивность либо сохраняют прежней (при ступенчатой фор­ме), либо незначительно повышают (при волнообразной фор­ме); затем, после некоторой стабилизации, объем либо сохра­няют, либо уменьшают, а интенсивность повышают до высшего па данном этапе уровня.

Оптимальная мера доступного в нагрузках (верхняя граница роста нагрузок) означает полное соответствие между возможностями и трудностями. Однако педагогу без помощи других специалистов (и прежде всего врачей) слож­но определить посильную меру трудностей. Например, начинаю­щий спортсмен способен какое-то время выполнять трениро­вочную работу в таком же объеме, как и опытный спортсмен, однако это еще не значит, что данная нагрузка ему доступна. В результате выполнения подобной нагрузки может ухудшиться здоровье занимающегося, то есть педагог нарушит границу доступного. Правильно оценить доступность физических нагру­зок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Конк­ретное определение и соблюдение меры доступного — одна из сложнейших и самых важных задач физического воспитания школьников. Решить данную задачу нельзя без учета возрастных возможностей организма детей. Определяя меру доступного, учитель должен руководствоваться программами и норма­тивными требованиями, созданными на основе научных данных и обобщенного практического опыта. К сожалению, до сих пор оптимальные нормы нагрузок для различных возрастно-половых групп определены не полностью и в значительной мере ори­ентировочны.

Читайте так же:  Как правильно выбрать мужа и не ошибиться?

Я еще не видела ни одного человека, который занимался бы саморазвитием просто для роста как такового. Нет, конечно, бывают люди, которые подседают на это самое дело как на наркотик, и жить без этого не могут, и превращаются в роботов. Но нас ведь интересует разумное саморазвитие? В рамках программы получения удовольствия от жизни, ведь, правда?

О развитии, как правило, задумываются те, у кого есть цели, кто хочет больше успеть, делать что-либо качественнее, продуктивнее, с удовольствием. Сам же процесс личного роста зачастую оказывается делом непростым, и в этом нет ничего удивительного.

Взрослому человеку изменения даются нелегко. Годам к 25 мы имеем перед собой совершенно сформированного человека, взгляды которого четко оформлены, первый жизненный опыт получен, а ощущение, что все в этой жизни ясно и понятно, уже прочно застряло в голове.

Такую картину мира разрушить может разве что землетрясение. И часто таким землетрясением становится какое-нибудь внешнее событие – неудача в бизнесе либо личной жизни, неожиданные неприятности в общении либо здоровье. Для многих, появление внешней угрожающей ситуации вообще остается единственным стимулом для преобразований. Хотя на некоторых не действует и это.

Второй вариант внешнего стимула – работа с коучем – тренером ваших личных достижений, задача которого создать трещину в вашей картине мира, преодоление которой заставит вас измениться в нужную вам сторону. Практика показывает, что такими способностями обладают не только обученные коучи, но и психологи, друзья и даже очень неприятные нам люди, которые заставляют нас смотреть правде в глаза и делать то, что мы сами никогда бы не сделали.

Есть еще третий вариант – собственная сила воли. Решил и сделал. Смею предположить, что среди моих читателей людей с хорошей силой воли может и не оказаться. Потому как, на мой взгляд, если эта самая сила есть, то движение вперед идет полным ходом и не представляет для человека никаких проблем.

Описанные варианты в той или иной мере врываются в жизнь каждого и помогают нам время от времени. А что делать тем, у кого нет ни силы воли, ни знакомых, смотрящих на мир из коуч-позиции, ни внешних неприятностей? Сложить ручки и ждать прихода? Нет!

На этот случай есть одно проверенное средство. И имя ему – Постепенность.

Одним из самых распространенных препятствий на пути к личным изменением становится желание резких изменений, надежда на волшебные и быстродействующие методы. Человек находит новые методики, но энтузиазма хватает ненадолго, причем каждый раз все меньше и меньше. В поиске гарантированных инструментов и очевидных результатов большинство из нас годами откладывает то, что может привести нас к успеху. В то время, как маленькие постоянные шаги давно бы завели на вершину.

Для того, чтобы лучше себе это представить, вспомните, как давно Вы собираетесь… (ну-ка, что Вы там собираетесь?) и сколько недель, месяцев или лет Вы не можете найти на это время, силы, ресурсы? Заняться фигурой, бизнесом, семьей или ремонтом – о чем бы вы не мечтали, любое дело можно двигать постепенно. Что Вы могли бы сделать прямо сегодня? Какой малюсенький шажок может помочь Вам приблизиться к Вашей мечте хотя бы на миллиметр?

Где бы Вы были сегодня, если бы двигались по миллиметру в день все то время, когда Вы искали в себе силу воли?

Понять, насколько продуктивным может быть постепенное движение, иногда можно лишь обернувшись назад и увидев, как ты продвинулась за год или за пять. Наверняка Вам есть уже, чем гордиться. Но если Вам хочется успеть чуть больше сделать либо просто впитать удовольствия в этой жизни, предлагаю нам вместе залезть в долгий ящик и вытащить оттуда то, что каждый из нас все время оставляет до лучших времен. Лучшее время пришло! Подходящее время – сегодня!

Что можно сделать?

Написать на листе бумаги нужное Вам направление и прописать 5-10 маленьких шагов. Настолько маленьких, насколько только возможно. Заняться физкультурой? Шагами могут быть – определиться с направлением (это громадное задание – на целую неделю), выбрать клуб, записаться, купить кроссовки или качать пресс в течение 1 минуты. Выберите то, что подходит Вам. Найти новую работу? Определиться с пожеланиями, написать резюме, просмотреть предложения рынка труда, подписаться на вакансии. Улучшить отношения в семье? Найти книгу по нужной проблеме. Прочитать 1 главу. Применить на практике. (Многие из описанных мною шагов на практике могут оказаться просто огромными – делайте шаги настолько мелкими, чтобы вероятность выполнения каждого шага была 99,99%)

Обращаю внимание – это очень важно! Если Вы не делали что-то годами, сила воли может помочь Вам взять себя в руки, но за этим неизбежно последует «откат» — и чем позже это произойдет, тем сильнее и дольше Вас будет воротить от нужного Вам дела. Поэтому никаких «час», «полчаса», или «15 минут». Минута! 1 минута (Хотите больше? Пожалуйста! Просто остановитесь в то время, пока процесс того, что Вы делаете еще доставляет Вам удовольствие).

Далее запишите шаги в ежедневник, распределив их по дням. Не надо фанатеть. Обязательно оставьте себе выходные для отдыха – лучше если они совпадут с Вашими рабочими выходными – чтобы вы могли как можно больше расслабиться.

Процедура мелкого членения может настолько прибавить энтузиазма, что у некоторых появится желание делать по несколько шагов в день. Объем Ваших задач – дело сугубо личное. Но если Вы хотите сделать энтузиазм и продвижение Вашими постоянными спутниками, не спешите. Когда делать по одному шагу в день войдет в привычку, можно смело увеличить количество планируемых задач до двух!

Читайте так же:  Как пригласить девушку на свидание?
Видео (кликните для воспроизведения).

Если Вы не пользуетесь ежедневником, Вы можете проставить даты в списке задач – напротив каждого пункта. Наоборот лучше не делать. Если Вы пользуетесь ежедневником, это не значит, что список делать не надо – отдельно составленный список задач по нужному Вам направлению помогает Вам видеть ситуацию целиком и корректировать отдельные шаги по мере продвижения. Вести этот список можно в любом удобном Вам виде – отдельной страницей в ежедневнике, электронном планировщике либо в виде карты памяти. Опирайтесь на то, что Вам привычно!

И каждый день делайте 1 маленький шажок к Вашей мечте! И планируйте хотя бы 1 следующий шаг.

Напишите, как у Вас получилось 😉

Существует несколько основных специфических принципов физического воспитания, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Принцип непрерывности процесса физического воспитания.

Принцип непрерывности в физическом воспитании основывается на следу­ющих основных положениях:

1.   Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания оп­ределяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении об­разовательных задач физического воспитания.

Воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости (координа­ционных способностей), гибкости требует строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физичес­кого качества происходит в результате адаптационных функциональ­ных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются более высокие, чем те, к кото­рым организм привык.

2.    Второе положение принципа непрерывности обязывает специ­алистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий, обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения раз­рушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. Перерыв между занятиями должен быть минимальным, так как должен наслаиваться эффект от предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (накопление) этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов отдыха, разделяющего занятия.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными ва­риантами отдыха между занятиями, ординарный (полный) отдых обес­печивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия. Суперкомпенсаторный отдых обеспечивает по­вышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определённых условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более зна­чительную, чем на предыдущем, нагрузку. Необходимо учитывать гетерохронность (разновременность) восстановления различных сторон оперативной работоспособности, можно так построить систему заня­тий недельного цикла или одного дня, чтобы не было никаких отрица­тельных последствий и достигался положительный эффект.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различ­ных систем организма нужны повторные нагрузки через строго опре­делённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха меж­ду нагрузками произойдёт реадаптация — возможность организма вер­нуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Системати­ческое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ре­сурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем приведет к перетренированности и более глубоким патологичес­ким явлениям. Наилучшим интервалом отдыха будет такой промежу­ток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании фи­зических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться толь­ко оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоя­тельств в определённые моменты бывают полезными и ординарные, и укороченные «жёсткие» интервалы.

Таким образом, специфическим для реализации принципа систем­ного чередования нагрузки и отдыха в физическом воспитании явля­ется построение чёткой системы и последовательности воздействий с учётом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа, как:

—    рациональная повторность заданий;

—     рациональное чередование нагрузок и отдыха;

—     повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Принцип постепенного наращивания развивающетренирующих воздействий

Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счёт повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат при­способительные (адаптационные) функциональные перестройки в орга­низме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величи­не (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспо­собился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособи­тельные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превы­шению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятель­ности организма человека. Например, у начинающих спортсменов при­рост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и околопредельных отягощениях.

В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и пре­дельные нагрузки во избежание перенапряжения систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опор­но-связочный аппарат и др.). Следует заметить, что повышенная на­грузка оказывает неодинаковое воздействие на различные системы ор­ганов. Одни из них справляются с новыми, повышенными требования­ми сравнительно легко и быстро, другие — наоборот. При этом функци­ональные перестройки протекают быстрее, морфологические — медлен­нее. Динамика повышения нагрузки должна согласовываться со степе­нью и с характером указанной гетерохронности приспособительных пе­рестроек отдельных систем организма.

Для совершенствования двигательных действий в процессе обуче­ния характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приёма, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быс­троты, гибкости и т.д.).

Читайте так же:  Как распознать влюбленность мужчины, если он скрывает чувства?

В основе совершенствования двигательных навыков лежит процесс образования различных функциональных систем, соответствующих каждый раз требованиям меняющихся условий осуществления навы­ков. Следовательно, должно быть систематическое изменение и услож­нение требований и заданий по повышению изученных двигательных действий. Успешное и длительное совершенствование двигательных на­выков указанным путём невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов.

Таким образом, принцип постепенного наращивания развивающе- тренирующих воздействий предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объёма и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Из этого принципа вытекает два основных положения, в соответс­твии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания:

1.  Осознание способов и возможностей применения приобретённых знаний, умений, навыков в практической жизни.

2.  Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого, актив­ного отношения к процессу физического совершенствования.

Принцип наглядности

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в про­цессе познания. Наглядность включает 3 формы: зрительную, звуко­вую и двигательную.

Зрительная наглядность (показ движений в целом и по час­тям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофиль­мов и др.) содействует уточнению пространственных и пространствен­но-временных характеристик движений. Роль зрительной нагляднос­ти исключительно важна на начальных этапах овладения новыми дви­гательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совер­шенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей диф- ференцировки движений.

Звуковая наглядность ( в виде различных звуковых сигналов) имеет важное значение для уточнения временных и ритмических ха­рактеристик двигательных актов. Человек запоминает 15% информа­ции, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Если обе формы используются одновременно, он может воспринять 65% от со­держания этой информации.

Двигательная наглядность. Ее значение исключительно вели­ко, особенно при обучении новым сложным двигательным действиям. Особенность двигательной наглядности заключается в том, что она на­ряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Принцип доступности и индивидуализации

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необ­ходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ­ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле­ние в освоении двигательных действий.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта:

01.08.2017. Перед вами ПЕРЕПЕЧАТКА с сайта Википедия выдержки из статьи Общая теория систем.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общая теория систем (теория систем) — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

При клике по баннеру названия вы перейдете к оригинальной статье в Википедии.

Общесистемные принципы и законы

Как в трудах Людвига фон Берталанфи и в сочинениях Александра Богданова, так и в трудах менее значительных авторов, рассматриваются некоторые общесистемные закономерности и принципы функционирования и развития сложных систем. Среди таковых традиционно принято выделять:

Гипотеза семиотической непрерывности

«гипотеза семиотической непрерывности». «Онтологическая ценность системных исследований, как можно думать, определяется гипотезой, которую можно условно назвать „гипотезой семиотической непрерывности“. Согласно этой гипотезе, система есть образ её среды. Это следует понимать в том смысле, что система как элемент универсума отражает некоторые существенные свойства последнего». «Семиотическая» непрерывность системы и среды распространяется и за пределы собственно структурных особенностей систем, экстраполируясь также и на динамику их развёртывания. «Изменение системы есть одновременно и изменение её окружения, причём источники изменения могут корениться как в изменениях самой системы, так и в изменениях окружения. Тем самым исследование системы позволило бы вскрыть кардинальные диахронические трансформации окружения»:94. В известном смысле данная гипотеза представляет собой лишь половину истины, поскольку в данном случае не берутся в расчёт собственные, внутренние потенциалы системного центра, собственно, и организующего процессы в системе, оформляющиеся на границе системного центра и его среды;

[1]

Принцип обратной связи

«принцип обратной связи». Положение, согласно которому устойчивость в сложных динамических формах достигается за счёт замыкания петель обратной связи: «если действие между частями динамической системы имеет этот круговой характер, то мы говорим, что в ней имеется обратная связь». Принцип обратной афферентации, сформулированный академиком Анохиным П. К., являющийся в свою очередь конкретизацией принципа обратной связи, фиксирует что регулирование осуществляется «на основе непрерывной обратной информации о приспособительном результате»;

[2]

Принцип организационной непрерывности

«принцип организационной непрерывности» (А. А. Богданов) утверждает, что любая возможная система обнаруживает бесконечные «различия» на её внутренних границах, и, как следствие, любая возможная система принципиально разомкнута относительно своего внутреннего состава (то есть открыта к его поэлементной и даже комплексной модификации), и тем самым она связана в тех или иных цепях опосредования со всем универсумом — со своей средой, со средой среды и т. д. Данное следствие эксплицирует принципиальную невозможность «порочных кругов», понятых в онтологической модальности. «Мировая ингрессия в современной науке выражается как принцип непрерывности. Он определяется различно; тектологическая же его формулировка проста и очевидна: между всякими двумя комплексами вселенной, при достаточном исследовании устанавливаются промежуточные звенья, вводящие их в одну цепь ингрессии»;

[3]

Принцип совместимости

«принцип совместимости» (М. И. Сетров), фиксирует, что «условием взаимодействия между объектами является наличие у них относительного свойства совместимости», то есть относительной качественной и организационной однородности: так, прививка различных плодоносящих ветвей между различными плодовыми растениями возможно благодаря их относительной совместимости — но при этом трансплантация тканей от животного к человеку или даже между различными людьми в высшей степени проблематична, и стала возможной лишь в результате развития медицины на протяжении многих тысячелетий;

[4]

Принцип взаимно-дополнительных соотношений

«принцип взаимно-дополнительных соотношений» (сформулировал А. А. Богданов), дополняет закон расхождения, фиксируя, что «системное расхождение заключает в себе тенденцию развития, направленную к дополнительным связям». При этом смысл дополнительных соотношений целиком «сводится к обменной связи: в ней устойчивость целого, системы, повышается тем, что одна часть усваивает то, что дезассимилируется другой, и обратно. Эту формулировку можно обобщить и на все и всякие дополнительные соотношения». Дополнительные соотношения являются характерной иллюстрацией конституирующей роли замкнутых контуров обратных связей в определении целостности системы. Необходимой «основой всякой устойчивой системной дифференциации является развитие взаимно-дополнительных связей между её элементами». Данный принцип применим по отношению ко всем деривативам сложно организованных систем;

[5]

Закон необходимого разнообразия

«закон необходимого разнообразия» (У. Р. Эшби). Весьма образная формулировка этого принципа фиксирует, что «только разнообразие может уничтожить разнообразие». Очевидно, что рост разнообразия элементов систем как целых может приводить как к повышению устойчивости (за счёт формирования обилия межэлементных связей и обусловливаемых ими компенсаторных эффектов), так и к её снижению (связи могут и не носить межэлементного характера в случае отсутствия совместимости или слабой механизации, напр., и приводить к диверсификации);

Закон иерархических компенсаций

«закон иерархических компенсаций» (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях». «Этот закон, предложенный российским кибернетиком и философом Е. Седовым, развивает и уточняет известный кибернетический закон Эшби о необходимом разнообразии». Из данного положения следует очевидный вывод: поскольку в реальных системах (в собственном смысле этого слова) первичный материал однороден, следовательно, сложность и разнообразие воздействий регуляторов достигается лишь относительным повышением уровня его организации. Ещё А. А. Богданов неоднократно указывал, что системные центры в реальных системах оказываются более организованными, чем периферические элементы: закон Седова лишь фиксирует, что уровень организации системного центра с необходимостью должен быть выше по отношению к периферическим элементам. Одной из тенденций развития систем является тенденция прямого понижения уровня организации периферических элементов, приводящая к непосредственному ограничению их разнообразия: «только при условии ограничения разнообразия нижележащего уровня можно формировать разнообразные функции и структуры находящихся на более высоких уровнях», т.о. «рост разнообразия на нижнем уровне разрушает верхний уровень организации». В структурном смысле закон означает, что «отсутствие ограничений… приводит к деструктурализации системы как целого», что приводит к общей диверсификации системы в контексте объемлющей её среды;

Принцип моноцентризма

«принцип моноцентризма» (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр». Полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д. Подобного рода эффекты возникают при наложении одних координационных процессов (пульсов) на другие, чем обусловлена утрата целостности;

Закон минимума

«закон минимума» (А. А. Богданов), обобщающий принципы Либиха и Митчерлиха, фиксирует: «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент». «Во всех тех случаях, когда есть хоть какие-нибудь реальные различия в устойчивости разных элементов системы по отношению к внешним воздействиям, общая устойчивость системы определяется наименьшей её частичной устойчивостью». Именуемое также «законом наименьших относительных сопротивлений», данное положение является фиксацией проявления принципа лимитирующего фактора: темпы восстановления устойчивости комплекса после нарушающего её воздействия определяются наименьшими частичными, а так как процессы локализуются в конкретных элементах, устойчивость систем и комплексов определены устойчивостью слабейшего её звена (элемента);

Принцип внешнего дополнения

«принцип внешнего дополнения»
(выведен Ст. Биром) «сводится к тому, что в силу теоремы неполноты Гёделя любой язык управления в конечном счёте недостаточен для выполнения стоящих перед ним задач, но этот недостаток может быть устранён благодаря включению „чёрного ящика“ в цепь управления». Непрерывность контуров координации достигается лишь посредством специфического устройства гиперструктуры, древовидность которой отражает восходящую линию суммации воздействий. Каждый координатор встроен в гиперструктуру так, что передаёт по восходящей лишь частичные воздействия от координируемых элементов (например, сенсоров). Восходящие воздействия к системному центру подвергаются своеобразному «обобщению» при суммации их в сводящих узлах ветвей гиперструктуры. Нисходящие по ветвям гиперструктуры координационные воздействия (например, к эффекторам) асимметрично восходящим подвергаются «разобобщению» локальными координаторами: дополняются воздействиями, поступающими по обратным связям от локальных процессов. Иными словами, нисходящие от системного центра координационные импульсы непрерывно специфицируются в зависимости от характера локальных процессов за счёт обратных связей от этих процессов.

Теорема о рекурсивных структурах

«теорема о рекурсивных структурах» Ст. Бир) предполагает, что в случае, «если жизнеспособная система содержит в себе жизнеспособную систему, тогда их организационные структуры должны быть рекурсивны» ;

Закон расхождения

«закон расхождения» (Г. Спенсер), также известный как принцип цепной реакции: активность двух тождественных систем имеет тенденцию к прогрессирующему накоплению различий. При этом «расхождение исходных форм идёт „лавинообразно“, вроде того как растут величины в геометрических прогрессиях, — вообще, по типу ряда, прогрессивно восходящего». Закон имеет и весьма продолжительную историю: «как говорит Г. Спенсер, „различные части однородной агрегации неизбежно подвержены действиям разнородных сил, разнородных по качеству или по напряжённости, вследствие чего и изменяются различно“. Этот спенсеровский принцип неизбежно возникающей разнородности внутри любых систем… имеет первостепенное значение для тектологии». Ключевая ценность данного закона заключается в понимании характера накопления «различий», резко непропорционального периодам действия экзогенных факторов среды.

Закон опыта

«закон опыта» (У. Р. Эшби) охватывает действие особого эффекта, частным выражением которого является то, что «информация, связанная с изменением параметра, имеет тенденцию разрушать и замещать информацию о начальном состоянии системы». Общесистемная формулировка закона, не связывающая его действие с понятием информации, утверждает, что постоянное «единообразное изменение входов некоторого множества преобразователей имеет тенденцию уменьшать разнообразие этого множества» — в виде множества преобразователей может выступать как реальное множество элементов, где воздействия на вход синхронизированы, так и один элемент, воздействия на который рассредоточены в диахроническом горизонте (если линия его поведения обнаруживает тенденцию возврата к исходному состоянию, и т.с. он описывается как множество). При этом вторичное, дополнительное «изменение значения параметра делает возможным уменьшение разнообразия до нового, более низкого уровня»; более того: сокращение разнообразия при каждом изменении обнаруживает прямую зависимость от длины цепи изменений значений входного параметра. Данный эффект в рассмотрении по контрасту позволяет более полным образом осмыслить закон расхождения А. А. Богданова — а именно положение, согласно которому «расхождение исходных форм идёт „лавинообразно“», то есть в прямой прогрессирующей тенденции: поскольку в случае единообразных воздействий на множество элементов (то есть «преобразователей») не происходит увеличения разнообразия проявляемых ими состояний (и оно сокращается при каждой смене входного параметра, то есть силы воздействия, качественных сторон, интенсивности и т. д.), то к первоначальным различиям уже не «присоединяются несходные изменения». В этом контексте становится понятным, почему процессы, протекающие в агрегате однородных единиц имеют силу к сокращению разнообразия состояний последних: элементы подобного агрегата «находятся в непрерывной связи и взаимодействии, в постоянной конъюгации (от лат. conjugatio — соединение), в обменном слиянии активностей. Именно постольку же и происходит, очевидно выравнивание развивающихся различий между частями комплекса»: однородность и однотипность взаимодействий единиц поглощают какие-либо внешние возмущающие воздействия и распределяют неравномерность по площади всего агрегата.

Принцип прогрессирующей сегрегации

«принцип прогрессирующей сегрегации» (Л. фон Берталанфи) означает прогрессирующий характер потери взаимодействий между элементами в ходе дифференциации, однако к оригинальной версии принципа следует добавить тщательно замалчиваемый Л. Фон Берталанфи момент: в ходе дифференциации происходит становление опосредованных системным центром каналов взаимодействий между элементами. Понятно, что происходит потеря лишь непосредственных взаимодействий между элементами, что существенным образом трансформирует принцип. Данный эффект оказывается потерей «совместимости». Является немаловажным то обстоятельство, что сам процесс дифференциации в принципе нереализуем вне централистически регулируемых процессов (в противном случае координация развивающихся частей оказалась бы невозможной): «расхождение частей» с необходимостью не может быть простой потерей взаимодействий, и комплекс не может превращаться в некое множество «независимых каузальных цепей», где каждая такая цепь развивается самостоятельно вне зависимости от остальных. Непосредственные взаимодействия между элементами в ходе дифференциации действительно ослабевают, однако не иначе как по причине их опосредования центром.

Принцип прогрессирующей механизации

«принцип прогрессирующей механизации» (Л. фон Берталанфи) является важнейшим концептуальным моментом. В развитии систем «части становятся фиксированными по отношению к определённым механизмам». Первичные регуляции элементов в исходном агрегате «обусловлены динамическим взаимодействием внутри единой открытой системы, которая восстанавливает своё подвижное равновесие. На них накладываются в результате прогрессирующей механизации вторичные механизмы регуляции, управляемые фиксированными структурами преимущественно типа обратной связи». Существо этих фиксированных структур было обстоятельно рассмотрено Богдановым А. А. и наименовано «дегрессией» (ограничения разнообразия состояний): в ходе развития систем формируются особые «дегрессивные комплексы», фиксирующие процессы в связанных с ними элементах (то есть ограничивающие разнообразие изменчивости, состояний и процессов). Таким образом, если закон Седова фиксирует ограничение разнообразия элементов нижних функционально-иерархических уровней системы, то принцип прогрессирующей механизации обозначает пути ограничения этого разнообразия — образование устойчивых дегрессивных комплексов: «»скелет», связывая пластичную часть системы, стремится удержать её в рамках своей формы, а тем самым задержать её рост, ограничить её развитие», снижение интенсивности обменных процессов, относительная дегенерация локальных системных центров и т. д. Следует заметить, что функции дегрессивных комплексов не исчерпываются механизацией (как ограничением разнообразия собственных процессов систем и комплексов), но также распространяются на ограничение разнообразия внешних процессов.

Принцип актуализации функций

«принцип актуализации функций» (впервые сформулировал М. И. Сетров) также фиксирует весьма нетривиальное положение. «Согласно этому принципу объект выступает как организованный лишь в том случае, если свойства его частей (элементов) проявляются как функции сохранения и развития этого объекта», или: «подход к организации как непрерывному процессу становления функций её элементов может быть назван принципом актуализации функций».Таким образом, принцип актуализации функций фиксирует, что тенденция развития систем есть тенденция к поступательной функционализации их элементов; само существование систем и обусловлено непрерывным становлением функций их элементов.

Использовано в статьях:

Читайте так же:  Одиночество у мужчин и как к с ним бороться
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  2. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
  4. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.
  5. Шапарь, В. Б. Вооруженный нейтралитет, или Психология безопасного общения / В.Б. Шапарь. — М.: Смысл, Academia, 2016. — 320 c.
Принцип постепенности развития и изменений отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here