Развитие личности дошкольника

Предлагаем статью на тему: "Развитие личности дошкольника". Мы постарались в полной мере рассмотреть тематику и подытожили статью. На все вопросы ответят наши специалисты. Просьба писать в комментарии или в приватном режиме на странице контактов.

Этой проблемой занимались многие выдающиеся детские психологи — Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.С.Мухина. А.Н.Леонтьев отмечал, что важ­нейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов.

Л.И.Божович, развивая эту мысль А.Н.Леонтьева, подчер­кивала, что у детей дошкольного возраста возникает не про­сто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне­ситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возник­шей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошколь­ника они опосредствуются прежде всего образцами поведе­ния и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, соци­альными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях (2).

В силу большой аффективной притягательности образцов и усвоенных с их помощью социальных норм последние начи­нают выступать в качестве сильных мотивов, направляющих поведение и деятельность ребенка. Поэтому дошкольники в ряде случаев уже могут преодолевать другие свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Но это возмож­но не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ни­ми мотивы в стихийной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произволь­ность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и со­здает единство их личности. Л.И.Божович подчеркивала, что возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста отно­сительно устойчивой иерархической структуры мотивов пре­вращает его из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждением, в существо, обладающее извест­ным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни (2). Это и характеризует новую ступень в формировании лич­ности ребенка, ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначально­го, фактического, склада личности» (12).

В дошкольном возрасте в личности ребенка получают раз­витие активность и направленность (15). Д.Б.Эльконин отме­чал, что соподчинение мотивов есть выражение столкнове­ния между тенденцией к непосредственному действию и дей­ствием по образцу (таким образцом выступает требование взрослого). Произвольность поведения есть также не что иное, как подчинение своих поступков ориентирующему их образцу. Возникновение первичных этических инстанций и есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. Формирование произвольных действий и поступков — процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, т.е. опосредствуемым ориентировочными образцами, содержа­нием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу.

С этой точки зрения дошкольный возраст может быть по­нят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые выступают обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям идеально данным образцам, усвоен­ным от взрослых (27).

Далее Д.Б.Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное от­ношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвое­ния содержания моральных оценок последние все более отде­ляются от непосредственного эмоционального отношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается об­щественным содержанием, включая в себя моральное содер­жание поступков героев, их отношения к другим людям (24).

По мнению Д.Б.Эльконина, чувство долга зарождается в самом начале возраста под влиянием оценки взрослым со­вершенного поступка. Исходя из этой моральной оценки дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои по­ступки к хорошим или плохим — первичное чувство удоволь­ствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых проис­ходит не только обогащение положительных чувств, пережи­ваемых ребенком, но перестройка отрицательных пережива­ний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает позитивную окраску даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием (27).

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что управление своим поведе­нием становится предметом сознания самих детей, а это оз­начает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, предмет которого — место его самого в системе отношений с другими людьми и собст­венные возможности. Формирование личного сознания не­разрывно связано со становлением произвольного управле­ния собственным поведением (27).

Таким образом, важнейшим личностным новообразовани­ем возраста Д.Б.Эльконин считал формирование самосозна­ния, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в са­мооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста, и ее содержани­ем является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выра­жающиеся в подчинении или неподчинении правилам пове­дения, выделенным в данном коллективе (24).

Процесс развития самосознания у дошкольника подробно описан В.С.Мухиной, которая считает, что правильная оценка себя предваряется обретением умения правильно оцени­вать других. Это в начале возраста вызывает затруднения, поскольку самостоятельная оценка ребенком качеств и по­ступков других людей зависит от его отношения к этим лю­дям. Постепенно оценка поступков и качеств людей отделяет­ся от общего отношения к ним и начинает строиться на по­нимании ситуации и того значения, которое имеют эти по­ступки и качества (18).

По мере усвоения норм и правил поведения они становят­ся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке дру­гих людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказыва­ется гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребен­ка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не по­зволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка стано­вится возможной только на основании сравнения своих по­ступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладе­вает к старшему дошкольному возрасту, и это служит осно­вой правильной самооценки (18).

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольно­го возраста неразрывно связано с их игровой деятельностью, которая занимает центральное место в жизни ребенка этого возраста и представляет собой важнейшую форму его актив­ности. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка — по­требность в общении, автономии, потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, удовлетворить свое лю­бопытство, познать окружающий мир (23).

Отечественные психологи усматривают в процессе детс­кой игры формирование двух важнейших особенностей мо­тивационной сферы ребенка. Во-первых, во время игры у ре­бенка формируется соподчинение мотивов — подчинение си­туативных мотивов более общим и высоким, и во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого ти­па, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обя­занностей (27).

По ходу игры у ребенка возникает множество мимолетных Желаний, в основном вызванных привлекательностью других Предметов, не находящихся в распоряжении ребенка, или ро­лей, которые выполняют другие дети. Но ребенок вынужден отказываться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. В данном случае игра выступает це только как деятельность, внутри которой осуществляется со­подчинение мотивов, но и как деятельность, в которой про­исходит насыщение этих мотивов новым социальным, специ­фически человеческим содержанием (23).

Некоторые исследователи склонны считать, что игра вы­ступает не только средством формирования каких-либо мо­тивов у ребенка, но и представляет собой мотив сам по себе, так как в силу самой своей природы игра не направлена на достижение какой-то объективной цели. Так, А.Н.Леонтьев полагает, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Например, у ребенка, играю­щего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать по­стройку, а в том, чтобы делать ее, т.е. в содержании самого действия. Это, как считает автор, справедливо не только для игры дошкольника, но и для всякой настоящей игры вообще. Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры (12).

Читайте так же:  Как разлюбить мужчину?

Важнейшим фактором развития мотивационной сферы личности, наряду с формированием соподчинения мотивов, является появление новых побуждений поведения. На протя­жении всего дошкольного детства поведение детей побужда­ется мотивами, связанными с интересом к миру взрослых людей, с их стремлением действовать, как взрослые; игровы­ми мотивами, мотивами установления и сохранения положи­тельных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а также мотивами самолюбия и самоутверждения (18). Однако, как отмечают П.М.Якобсон и В.С.Мухина, к концу дошколь­ного возраста в поведении ребенка более значимую роль на­чинают играть новые мотивы: познавательные мотивы, со­ревновательные мотивы, нравственные и особенно общест­венные мотивы (18,28).

Важнейшую роль в развитии личности дошкольника игра­ет формирование эмоциональной сферы. Под влиянием вос­питания чувства ребенка приобретают большую глубину и устойчивость, развивается «разумность» чувств (ребенок на­чинает понимать их смысл), развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование. Ребенок начинает понимать «язык» чувств, уместно и адекватно во­площать его. И, наконец, у ребенка при правильном воспита­нии развиваются начала высших чувств: социальных (эмпатии, сочувствия, сопереживания), нравственных и эстетиче­ских чувств (чувство прекрасного, комического) (18).

Особую роль в развитии личности играет возникновение роли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б.Эльконин связывал произвольность по­ведения с соподчинением мотивов и возникновением пер­вичных этических инстанций. В.С.Мухина связывает воз­никновение воли с:

1)развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

  1. установлением отношения между целью действий и их мотивом;

  2. возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий (18).

На протяжении дошкольного детства ребенок под влияни­ем воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характе­ра (сделать подарок для мамы). Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники даже старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои дейст­вия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Предостав­ленный самому себе, ребенок скоро теряет мотив, забывает о цели. Таким образом, подчинение действия сравнительно от­даленным мотивам, установление связи между этими моти­вами и целью — непосредственным результатом действия -хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоя­тельствами (18,25).

Выполнение волевых действий в детстве зависит от ре­чевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсу­ждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе само­му те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые (18).

Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

1. Физическое и психическое развитие дошкольника.

2. Развитие личности дошкольника.

1. Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы) — От 3 до 6-7 лет.

Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок  воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения  внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается  фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

2. Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Читайте так же:  Как удержать мужчину? Эффективные советы для девушек?

Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.

Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».

Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная  потребность – уважение. Потеря детской непосредственности  (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
  2. Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
  3. Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
  5. Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
  6. Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
  7. Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
  8. Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
  9.  Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
  10. Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
  11. Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
  12. Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
  13. Сергиенко  Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
  14. Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
  15. Смирнова  Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
  16. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
  17. Тендрякова М. В.  Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
  18. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
  19. Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально — потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
  20. Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
  21. Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
  22. Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
  23. Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений  дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
  24. Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком  на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. — 1998.  ‑ №4. – С.24-30.

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;

б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;

в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?

Список рекомендуемой литературы

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Читайте так же:  Почему возникает разлад в семье после рождения ребенка?

Стадия дошкольного возраста, знаменательна становлением первичного склада личности. В психологии считается, что этому периоду свойственно формирование важных механизмов, оказывающих влияние на развитие личности в дошкольном возрасте.

Развитие личности дошкольника 171

Формирование личности ребенка, разделяют на следующие этапы:

  • Возраст 3-4 года. Происходит становление эмоциональной саморегуляции.
  • Возраст 4-5 лет. Происходит нравственная саморегуляция.
  • Возраст от 6 лет. Начинается становление таких качеств дошкольника, как личностные и деловые.

Эмоциональная сфера

На развитие личности дошкольника, большое влияние оказывает эмоциональная сфера. Детство, перед школой, чаще всего, проходит с умеренной эмоциональностью, без ярких аффективных всплесков, и без больших конфликтных ситуаций по пустякам.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эмоциональная жизнь малыша, если брать раннее детство, имеет зависимость от ситуации, в которой он находится и принимает участие. К примеру: является ли он обладателем красивой игрушки или нет, есть ли возможность ее получить, удается ли ему взаимодействовать с ней, приходят ли ему на помощь взрослые и прочее.

Далее, уже в дошкольном возрасте, желания, которые раньше направлялись на предметы в каких-либо ситуациях, меняются на желания, связанные с воображаемыми предметами. То есть, действия чада уже не связываются с желанной вещью напрямую, а выстраиваются исходя из представлений о ней, о желании добиться определенного результата, о возможности получить ее в дальнейшем.

Возможность представлений, позволяет маленькому человеку отвлекаться от конкретной ситуации, а также, способствует появлению переживаний, не связанных с ней. Поэтому, реакция на текущие препятствия проявляется не так остро.

Всю жизнь дошкольника, можно назвать насыщенной, в эмоциональном плане. Все, чем он занимается – помощь по дому, рисование, игра, конструирование, лепка и т.д. – должно подкрепляться эмоциями. Если этого не будет, то к любому действию потеряется интерес, и оно не состоится. Дитя, в этот период своего развития, не способно выполнять какую-либо работу или действия, не интересные ему.

Развитие личности дошкольника 194

Важно, расширять круг эмоций чада. Дитё должно понять, что такое сопереживание, а также, зачем проявлять сочувствие к другим людям. Без правильного понимания этих эмоций, в дальнейшем, личность будет испытывать трудности при общении в коллективе или при ведении совместной деятельности.

[1]

Возникновение эмоциональных состояний

Эмоциональное предвосхищение, неразрывно связано с возникающими эмоциями. Еще до начала любых действий, дитя представляет эмоциональный образ, который может возникнуть после его деятельности, а также, какая реакция взрослых будет в конечно счете.

Если предвидится получение результата, не отвечающего общепринятым нормам воспитания, за который последует наказание или, в лучшем случае, неодобрение, то у маленького человека возникает тревожность. Именно она и способная предотвратить нежелательные действия.

И наоборот, предвосхищая замечательный результат, который будет по достоинству оценен взрослыми, дитя испытает сильные и положительные эмоции, являющиеся стимулом для дальнейшей деятельности.[2]

Таким образом, получается, что аффект смещается к самому началу действия, относительно конца. На первый план структуры поведения, выходит эмоциональный образ, а действия дошкольника, регулируются предвосхищением последствий его поступков.

Контроль состояний эмоционального характера

Замечено, что присутствие взрослых, особенно посторонних, или других детей, способно сдерживать побуждения чада, и влияет на развитие личности дошкольника. Со стороны взрослых, вначале, должен быть контроль над поведением детей, поскольку они, оставшись одни, ведут себя раскованно, импульсивно, а порой – неадекватно. Но, по мере того, как развивается способность к представлению, дети начинают вести себя намного сдержанней, воображая, что контроль со стороны продолжается.

Развитие личности дошкольника 55

Структура процессов

Структура процессов в эмоциональной сфере, также подвергается изменениям. В младенчестве она состояла из реакций, которые выражались тем, что малыш громко плакал, хаотично передвигался, прикрывал руками лицо, бессвязно кричал слова, краснел от гнева, сжимая кулачки и т.д. Дошкольники же, сохранив некоторые вышеописанные реакции, ведут себя более сдержано. Кроме этого, к эмоциональным процессам добавляются формы восприятия, воображения и образного мышления. Дитя может теперь испытывать радость или печать не только от сиюминутных действий или поступков, но и от предстоящих дел. Также, усиливается интенсивность переживаний.

Сфера мотиваций

Формирование личности дошкольника, невозможно без соподчинения мотивов. Когда ребенок пребывал во младенческом возрасте, все его желания имели одинаковую силу. При появлении нескольких желаний одновременно, при этом, разных, дитя оказывалось в затруднительной ситуации, в которой не могло сделать выбор.

Но дошкольник, уже способен различать мотивы по силе значимости. Он умеет принимать решение в ситуации, когда необходимо выбрать один предмет, находящийся среди нескольких, не менее привлекательных. Также, он способен подавлять сильные желания, и не проявлять реакции на привлекательную вещь. Обычно, в роли «ограничителей» могут выступать более сильные мотивы.

Особенности развития личности дошкольника таковы, что наиболее сильно его мотивируют: похвала, награда или поощрение.

Слабым мотивом, считается наказание, например, запрет играть со сверстниками.

Но самый слабый мотив – это обещание. Как показывает практическая психология, добиваться от дошкольника обещаний бесполезно, и даже вредно. Ведь обещания все равно не будут выполнены. Поэтому, у маленького человека могут появиться такие черты, как беспечность и необязательность.

Развитие личности дошкольника 59

Также, слабым мотивом, в психологии, считается прямое наложения запрета на какие-либо действия, к примеру, если дитя слышит краткое «Нет», без подкрепления его дополнительными мотивами.[3]

[3]

Структура сферы мотиваций

Если понаблюдать за поведением дошкольников, то становятся очевидными их наиболее характерные мотивы:

  • Одни дети находятся в состоянии соперничества, и у них появляется тяга к лидерству. Дети стремятся занять во всем первенство. У них преобладает престижная мотивация, которую также можно назвать – эгоистичной.
  • Другие, в отличие от первых, с радостью всем помогают. Для них главное – это общие игры, события в детсадовской группе, общие заботы и радости. Таких детей можно назвать коллективистами.
  • Третьи, придают большую важность «серьезным» делам, проводимым в детском саду. Они внимательно прислушиваются ко всем требованиям и замечаниям, исходящим от воспитателя. У детей появляется мотивация к достижению успеха. Для них не особо важно, что делать, лишь бы делать это старательно, под присмотром воспитателя, получая, в процессе, оценку их работы и указания по ее выполнению.

Поскольку у детей иерархическая система находится на стадии становления, доминирование является неустойчивым и проявляется разными способами, зависящими от условий. Становление устойчивой системы мотиваций, завершится только в подростковом возрасте.

Личностные мотивы

Жизнь маленького человека, перед школой, намного разнообразнее и кардинально отличается от той, что была в младенческом возрасте. Ему становятся понятны другие, непривычные системы отношений, ребенку приходится заниматься видами деятельности, ранее недоступными, что ведет к появлению новых мотиваций.

Развитие личности дошкольника 187

Мотивы достижения успеха

Начиная с младенчества, дети реагируют на неудачи и успехи с помощью эмоциональных реакций. Младшие дошкольники, не способны трезво оценивать результаты своей работы. Им все равно, успешно они ее выполнили или нет.

Средние дошкольники, уже обретя понимание, что такое успех и поражение, способны к переживанию. Следует заметить, что успех положительно сказывается на дальнейшем выполнении работы. Что касается неудачи, то это всегда отрицательный опыт, который не способен стимулировать дальнейшее проявление настойчивости, а тем более, продолжение деятельности. В таких случаях, дитя часто бросает работу, и не собирается ее переделывать или продолжать. Особенно, следует обращать на это внимание, когда проводится деятельность на развитие и формирование творческой личности дошкольника.

Старшие дошкольники, относятся к успеху, как сильному стимулу. Поэтому, несмотря на неудачу, они продолжают попытки довести дело до успешного конца.

Мотивы общения

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте не должно проходить в изоляции от общения с окружающими. К тому же, необходимо позаботиться о расширении контактов. Но, несмотря на это, для дошкольника, как и для младенца, главенствующую роль, в становлении личности, играет его мать. От нее, зависит становление различных качеств будущей личности. Следует знать, что самое значимое желание, для маленького человека, является желание заслужить от матери, или от других взрослых, похвалу или одобрение, после некоторых поступков или произведенных им действий. Также, для него имеют важность добрые и теплые отношения со всеми, людьми в его окружении.

В старшем дошкольном возрасте, особое значение придается таким мотивам, как одобрение и признание. Для ребёнка важно, чтобы это сделали не только близкие ему люди, но и окружающие. В психологии считается, что данные предпосылки способны трансформироваться в потребность достижения успеха, уверенность в себе и в своих силах, самостоятельность, целеустремленность, и в прочие признаки сильной личности.

Развитие личности дошкольника 156

Мотив самоутверждения

Для дошкольника важно отношение к нему окружающих. Он старается быть приятным и понятным для них. На примере игр, дитя стремится самоутвердиться, беря на себя главенствующую роль, пытается руководить и командовать, без страха участвует в различных соревнованиях, и всегда, не жалея сил, старается одержать победу.

Читайте так же:  Как расстаться с мужчиной, которого любишь?

Индивидуальность

Условия развития личности ребенка дошкольного возраста могут существенно влиять на его индивидуальность, поскольку в качестве основы поведения, берется подражание окружающим. В качестве примера могут выступать взрослые или другие дети. Копирование поведения, вначале, проявляется поступками, которые постепенно могут перерасти в качества личности. Поскольку у детей нет способности оценивать нравственно-этические аспекты, они одинаково легко усваивают и положительные, и негативные образцы поведения.

Самосознание

Самосознание полностью формируется к окончанию дошкольного возраста. Его принято считать главным фактором, при становлении личности.

Дети, с точным представлением о себе, развиваются семьях, где им уделяется максимум внимания и времени, где родители дают адекватную оценку их уму и физическим возможностям, и прогнозируют, что дитё будет успешно учиться в школе. В таких семьях, в качестве наказания, дети получают отказ от общения, а поощрения получают, не в виде дорогих подарков.

В семьях, где детьми заниматься не принято, но требуется от них послушания, вырастают личности с заниженной самооценкой. Такие дети, часто подвергаются оскорблениям и унижениям, их упрекают, наказывают (нередко при посторонних), к их способностям относятся пренебрежительно, и не ждут от них хороших оценок в школе.

Дети с завышенной самооценкой вырастают в семьях, где считается, что они более развиты, если сравнивать их со сверстниками; они часто получают поощрения в виде похвалы и дорогих подарков; редко бывают наказаны; родители считают, что их дети будут только отличниками.

В целом, условия, в которых воспитывается дитя, напрямую влияют на развитие личности дошкольника. Самооценка всегда имеет совпадение с внешней оценкой, в основном, с той, что исходит от близких взрослых. В психологии считается нормой, если: дитя 5-ти лет способно немного преувеличивать свои способности; к 6-ти годам, дитя сохраняет завышенную самооценку, но в меньшей мере, чем раньше; самооценка у дошкольника к 7-ми годам, относительно своих способностей, приобретает адекватную форму.

Похожие записи

Развитие личности дошкольника 182

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Вопросы: 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности в дошкольном возрасте. 2. Основные направления развития личности ребенка дошкольника: а) развитие внутренних этических инстанций (морального сознания); б) развитие морально-потребностной сферы; в) развитие самосознания ребенка. 3. Половая идентификация как один из механизмов развития личности ребенка-дошкольника.

Развитие личности дошкольника 91

Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности в дошкольном возрасте в отечественной психологии Л. С. Выготский Идея системного подхода в развитии личности Основные новообразования: ► первые общие представления о природе, о самом себе, возникает образ детского мировоззрения; ► у ребенка впервые возникают внутренние этические инстанции, как обобщенные представления о нормах поведения; ► перестраиваются интересы и потребности ребенка, которые начинают определяться смыслом данной ситуации, значением, знаниями, которые ребенок вкладывает в эту ситуацию.

Развитие личности дошкольника 5

А. Н. Леонтьев Дошкольное детство – это период фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Основные новообразования: ► соподчинения мотивов (иерархия мотивов); ► произвольность поведения.

Развитие личности дошкольника 24

Д. Б. Эльконин Для более полного понимания процесса формирования личности в дошкольном возрасте необходимо поставить в центр рассмотрения вопрос об отношении ребенка и взрослого В дошкольном возрасте взрослый выделяется как образец, впервые возникает возможность действовать и поступать как взрослый. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности дошкольника.

Развитие личности дошкольника 195

А. В. Запорожец показал значение социальных эмоций в формировании личности ребенка. В младшем дошкольном возрасте они возникают в конце деятельности, после совершения поступка. В среднем дошкольном возрасте — возникают в процессе выполнения деятельности. К концу дошкольного детства они возникают до начала деятельности, выступая в роли мотивов. Основное новообразование – эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие)

Развитие личности дошкольника 52

Л. И. Божович Ею выделены этапы развития личности в онтогенезе, которые автор связывает с кризисами психического развития Основные новообразования: ♦ младенческий возраст – аффект окрашенных представлений; ♦ ранний возраст – система «Я» ; ♦ дошкольный возраст – внутренняя позиция.

Развитие личности дошкольника 44

В. С. Мухина исследовала особенности самосознания дошкольников, выявила закономерности в его развитии. Ею исследовались некоторые механизмы развития личности дошкольника (идентификация).

Развитие личности дошкольника 127

Основные направления развития личности ребенка-дошкольника: ► 1) развитие морального сознания; ► 2) развитие мотивационно-потребностной сферы; ► 3) развитие самосознания ребенка.

Развитие личности дошкольника 165

Развитие морального сознания Ж. Пиаже моральное развитие есть процесс адаптации ребёнка к требованиям социальной среды между интеллектуальным развитием ребёнка и развитием у него нравственности существует определённое соответствие в основе развития познавательной и эмоциональной сфер лежит изменение схем поведения.

Развитие личности дошкольника 86

Существуют: ► схемы в отношении ребёнка к объектам деятельность ребёнка с предметами ► схемы в отношении ребенка к людям отношения ребёнка со сверстниками и взрослыми

Развитие личности дошкольника 146

Ж. Пиаже выделил две основные стадии в развитии моральных суждений у детей Первая – стадия «объективной ответственности» , основанная на «моральном реализме» : — «парциальность» , отсутствие обобщённости; — скованность морального суждения внешней стороной вещей. Вторая – стадия «субъективной ответственности» . Состоит в оценке действий на основании мотивов и намерений человека, связана со становлением «автономной морали» .

Развитие личности дошкольника 42

А. В. Запорожец Изучал особенности формирования моральных представлений, суждений и оценок при восприятии детьми дошкольного возраста литературных произведений. ► Младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажам и просто оценивают их как хорошего или плохого. ► В старшем дошкольном возрасте дети уже более аргументировано подходят к оценке персонажей. Переход от немотивированной оценки ребенка в мотивированную моральную оценку, связан с развитием у детей дошкольного возраста сопереживания и содействия к героям литературных произведений.
Читайте так же:  Как понравиться бывшей девушке?

Развитие личности дошкольника 47

Л. П. Князева Уровни развития моральных представлений: ► 1 – характеризуется тем, что моральные представления детей диффузны, малоадекватны, дети недифференцируют одно качество от другого, а используют лишь глобальные оценки (хороший, плохой). ► 2 – характерно выделение 1 -2 признаков, т. е. имеет место элементарная дифференцировка. ► 3 – характеризуется тем, что на этом уровне дети обобщают на основе перечисления несколько конкретных признаков. ► 4 – характеризуется тем, что ребенок обобщает на основе типичного в поведении. Знания детей приобретают характер системы.

Развитие личности дошкольника 184

Р. Р. Калинина, Н. В. Мельникова ► недостаточный уровень развития когнитивного компонента нравственного развития ► развитие эмоционального компонента происходит вслед за когнитивным, развивается по пути расширения круга нравственных понятий и ситуаций, к которым проявляется эмоциональное отношение ► развитие поведенческого компонента в дошкольном возрасте идёт в направлении расширения ситуаций, в которых проявляется нравственное поведение, и включения более широкого круга людей в этих ситуациях

Развитие личности дошкольника 9

В дошкольном возрасте развиваются следующие потребности: ► в познании, ► в деятельности, ► в общении, ► быть принятыми взрослыми и сверстниками, ► быть признанным и любимым и др.

Развитие личности дошкольника 28

В дошкольном возрасте возникают новые, типичные для этого возраста мотивы: ► связанные с интересом к миру взрослых; ► интерес к содержанию и процессу новых осваиваемых ими видов деятельности (к игре); ► мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению и самовыражению; ► соревновательный мотив: выиграть, победить; ► познавательные мотивы; ► нравственные мотивы, на основе которых выделяются общественные.

Развитие личности дошкольника 70

Г. Н. Авхач Цель исследования — изучение особенностей поведения детей в ситуации двойной мотивации Чтобы ребенок смог подчинить мотив «хочу» мотиву «надо» , педагогу необходимо учесть 2 условия: ► замотивировать деятельность ребенка, то есть подчеркнуть общественную значимость того, что он должен сделать; ► обязательно оценить вместе с детьми то, что сделал ребенок.

Развитие личности дошкольника 77

Этапы развития самосознания ► I этап — 7 мес. Ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Появляется реакция на чужого человека – страх. В этом возрасте ребенок еще не отделяет себя от матери. ► II этап — 1 г. – 1 г. 2 мес. Формируется схема тела. Ребенок может показать части тела, которые не видит. ► III этап – 1 г. 6 мес. – 2 года. Ребенок осознает себя субъектом действия, то есть может управлять своими действиями. ► IV этап 2 г. – 2 г. 6 мес. Усвоение имени, которое приобретает личностный смысл. Ребенок выделяет себя как нечто целое, отличное от других, идет усвоение местоимения «Я» .

Развитие личности дошкольника 161

Этапы развития самосознания ► V этап — 3 г. Формируется первичная половая идентичность. Развиваются первые зачатки самооценки. ► VI этап — 4 – 5 лет. Дальнейшее развитие половой идентификации, то есть усвоение образцов поведения присущих данному полу через подражание родителям своего пола. ► VII этап — 6 – 7 лет. В сознании ребенка представлены основные звенья структуры самосознания: притязание на признание, осознание половой принадлежности, осознание себя во времени, отношение к своим правам и обязанностям.

Развитие личности дошкольника 180

Структура самосознания В. С. Мухина сам был Я ПЕТЯ хочу мальчик хороший есть буду имею должен право

Развитие личности дошкольника 28

Р. Б. Стеркина, Н. Е. Анкудинова ► Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая с возрастом становится все более полной, детализированной и развернутой. ► Самооценка дошкольника во многом определяется характером деятельности, в которой ребенок себя оценивает. (Н. Е. Анкудинова) ► Условием развития самооценки у детей является наличие обучающей, адекватной и развивающей оценки ребенка взрослым.

Развитие личности дошкольника 75

Генезис половой идентификации в дошкольном детстве исследовали А. И. Захаров и Н. В. Плисенко Период ярко выраженной половой идентификации у девочек представлен возрастом от 3 до 8 лет, а у мальчиков 5 -7 лет. Важным условием развития половой идентификации выступают эмоционально теплые отношения с родителями обеих полов.

Развитие личности дошкольника 162

Факторы, которые позитивно влияют на развитие половой идентификации: ► позитивная ориентация родителей на пол ребенка, их осведомленность в вопросах психосексуального развития детей, ► наличие общения, эмоционально-теплых взаимоотношений родителей с детьми.

Развитие личности дошкольника 37

Факторы, которые негативно влияют на развитие половой идентификации: ► неполная семья; ► нарушение половых ролей родителей в семье, когда лидером в семье выступает женщина, а мужчина теряет авторитет в глазах детей; ► неадекватные установки по отношению к полу родившегося ребенка; ► плохие отношения между родителями, наличие частых конфликтов негативно сказывается на развитии половой идентификации у девочки, мальчики индифферентны к таким ситуациям.

Развитие личности дошкольника 78

Показатели нарушений в развитии половой идентификации: ► когда в игре ребенок берет на себя роль, характерную для представителей другого пола; ► когда на просьбу педагога нарисовать человека, ребенок рисует представителя другого пола; ► тематика детских рисунков (если девочка рисует строительство, войны – тревожный факт); ► нарушение в поведении детей, когда девочка предпочитает общение с отцом и его знакомыми общению с матерью, при этом ведет себя как представитель другого пола: категорично, решительно, не любит, когда ее обнимают, целуют и наоборот; ► когда ребенок в своих фантазиях, сновидениях видит себя представителем другого пола.

Развитие личности дошкольника 175

Направления работы педагогов по развитию половой идентификации ► общепедагогическое направление – это развитее и закрепление общегигиенических навыков, беседы о личной гигиене, о здоровье, о гигиене одежды и ухода за ней, работа о профилактике раннего детского анонизма, регулярная зарядка и т. д. ; ► формирование биолого-анатомических представлений о человеке: первые представления о двуполости мира, уточнение представлений о продлении рода. Нужно говорить правду о его рождении, но в каждом возрасте своя правда; ► историко-культурное направление – формирование нравственных представлений; ► социально-значимое направление (полоролевые игры и игры-драматизации – моделируются эталоны взаимоотношений в семье).

Развитие личности дошкольника 43

Личностные новообразования 1) Внутренние этические инстанции; 2) Зачатки миропонимания и перестройка интересов (Л. С. Выготский); 3) произвольность поведения и соподчинение мотивов (А. Н. Леонтьев); 4) Самооценка и формирующаяся на ее основе «внутренняя позиция» (Л. И. Божович).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.
  2. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.
  3. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.
Развитие личности дошкольника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here